Завод размером с город

699

Недавно узнал, что в славном городе Тобольске, Тюменской области, строится комплекс переработки углеводородного сырья в полиолефины мощностью 2млн. тонн в год (цифру запомните, ниже посчитаю прибыль). Строит это компания СИБУР.

Сказать, что этот комплекс большой – не сказать ничего. Это воистину титанический комплекс.

Размер его сопоставим с городом Тобольск. Назову некоторые цифры, чтобы хоть как-то передать титанические объёмы строительства. Площадь 460га (соразмерно с городом Тобольск). Забито 113000 фундаментных свай, залито 243100 м3 фундаментов, проложено 273,5 км подземных трубопроводов, смонтировано 33200 тонн металлоконструкций (и это лишь часть от того что запланировано). Численность строителей 11000 человек, в пик стройки ожидается 17000 человек.

А, я-то думал, что капиталисты умеют только всё распиливать и продавать. А они вон какие оказывается… Строители. Россия из сырьевого придатка становится производителем. Пусть даже каких-то непонятных полиолефинов.

Что же такое полиолефины и зачем они нужны? В наше время из этого материала состоит всё: начиная от полиэтиленовых пакетов, отделочных материалов и пластмассовых игрушек и заканчивая одеждой, бытовыми приборами и автомобильными покрышками. То есть, отрасль то нехилая получается.

Теперь о 300-х процентах прибыли. В поисковике гугл я нашел, что 1кг полипропиленов (они же полиолефины) стоит около 40 рублей. Не забыли, на какую мощность должен выйти наш «небольшой заводик»? 2 млн. тонн в год. Перемножив, получим 80 млрд. рублей в год. Сумма не маленькая, сопоставима с доходами среднего города РФ. Безусловно, я не учел затраты, но и так видно, что игра стоит свеч.

О вреде самого производства информации очень мало, поэтому эту тему оставляю открытой. Или, даже, допущу, что экологии это производство не вредит.

Поговорим о вреде самих пластмасс. Вот статья о том, что использование многих пластмасс запрещено в «развитых» странах мира приведу некоторые данные из неё:

Полиуретан принадлежит к жестким пластмассам. Изготовляется из весьма токсичных соединений, относящихся к числу сильнейших аллергенов, производимых человеком.

Американское Агентство по охране окружающей среды включает сырье для изготовления полиуретана в число 403 наиболее токсичных химикатов.
Производство сырья для полиуретана осуществляется с помощью весьма опасного химиката — фосгена, который приобрел столь ужасную славу при аварии на химическом комбинате в Бхопале (Индия) в 1984 г. Промежуточные продукты обладают сильным нейротоксичным воздействием на периферическую нервную систему.

По целому ряду причин, связанных с охраной труда, окружающей среды и здоровья людей, целесообразно прекратить производство полиуретана.

Вторым по значимости после полиэтилена является поливинилхлорид (ПВХ). Около 40 % пластмассовых изделий выполнены из ПВХ. Винилхлорид относится к профессиональным канцерогенам, он официально признан веществом первой группы опасности, воздействие которого может привести к возникновению раковых опухолей у человека (в частности, опухоли мозга, печени, легких). Винилхлорид является еще и нейротропным ядом, оказывающим пагубное влияние на нервную систему.

При сгорании ПВХ, в частности при пожаре, сначала выделяется угарный газ, потом пары соляной кислоты и, наконец, диоксины. Ядовитая пыль оседает на стенах, потолке и еще долго остается в воздухе. При сжигании 1 кг ПВХ образуется около 50 мкг диоксинов. Этого количества достаточно для развития раковых опухолей у 50 тыс. лабораторных животных. Поэтому во многих странах (в США, Франции, Швейцарии, Бельгии) уже отказались от использования ПВХ-упаковки в пищевой промышленности и торговле, запрещают применение ПВХ-материалов в жилом секторе строительства.

В Австрии и ФРГ уже запрещено применение изделий из ПВХ.

Однако гораздо большую опасность для нашего здоровья представляет поливилиденхлорид (ПВДХ). Этот полимер используют при изготовлении оболочек для колбас. Еще в 70-е годы XX в. было показано, что у белых мышей под действием материалов из ПВДХ развивался рак печени и почек.

С начала 80-х годов XX в. при производстве зубных колец и игрушек для ванны стали использовать ПВХ. Так как для мягких детских десен такие игрушки оказались слишком твердыми, в ПВХ начали добавлять пластификаторы — вещества, придающие материалу эластичность. Игрушки стали не только мягкими, но и приятными на ощупь — теплыми и гладкими.

Родители покупали своим малышам мягкие кольца, кукол с мягкими ручками, утят и прочую пластмассовую «фауну» и не знали, что эти приятные на вид и на ощупь игрушки опасны для здоровья.

Пластификаторы — вещества из группы фталатов, как правило, диэтилфталат или дибутилфталат. Они «плавают» в ПВХ, не образуя прочных химических связей, поэтому легко выделяются, в частности при облизывании ребенком игрушки, сделанной из этого материала. Предельно допустимая норма фталатов в организме человека — около 45 мкг на 1 кг массы. Ребенок же, грызя зубное колечко из ПВХ, за 3 ч съедает 2219 мкг фталатов на 1 кг массы, т. е. в 50 раз больше нормы.

К концу 1999 г., после исследований, доказавших вредное воздействие ПВХ с пластификаторами на организм ребенка, в Австрии, Великобритании, Швеции, Германии, Франции, Греции, Дании, Финляндии и Италии запретили продажу игрушек из этих веществ. Для запрета потребовалось 19 лет. Обращаю внимание, что запрет был не во всех странах.

Справедливости ради, надо признать, что, благодаря химической промышленности, жизнь наша заметно улучшилась, но химия всегда граничит с экологией и здоровьем людей. Поэтому все материалы необходимо подбирать в первую очередь с точки зрения безопасности.

Отдавать вопросы здоровья и экологии на откуп капиталистам, у которых главное-это прибыль, по меньшей мере самоубийственно. Про экологию они говорят только тогда, когда необходимо потопить конкурента.

Поодиночке ничего не изменить. Поможет только объединённая борьба осознавшего свои интересы класса наемных работников.

Алексей (Екатеринбург)

comments powered by HyperComments