На этом занятии мы рассмотрим способы производства, на котором базируется экономика, в разных общественно-экономических формациях. Также рассмотрим страхи современного капитализма.
Что такое способ производства? Способ производства – есть базис общественно-экономической формации, основанный на соотношении производительных сил и производственных отношений. Что такое производительные силы? Производительные силы – это совокупность людей и средств производства. Что такое средства производства? Средства производства – это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. Что такое производственные отношения? Производственные отношения – это базирующиеся на виде собственности на средства производства, отношения между владельцами средств производства и людьми, являющимися частью производительных сил. Каждой общественно-экономической формации соответствует свой способ производства.
В рабовладельческой общественно-экономической формации владельцами средств производства являются представители правящего класса, которые являются собственниками средств производства. Производительными силами являются полностью лишенные свободы люди, использующие средства производства и сами являющиеся частью средств производства (рабы). В рабовладельческой общественно-экономической формации производственные отношения представляют собой взаимоотношения между владельцами средств производства и средствами производства, из которых исключен человек, как субъект. Раб является таким же средством производства, как земля и орудия производства. В рабовладельческой общественно-экономической формации всеми средствами производства владеет собственник этих средств производства на базе частной собственности на средства производства. Он владеет и землей, и рабами, и средствами производства.
Феодальная общественно-экономическая формация. В ней способ производства выглядит, как взаимоотношение между феодалами – владельцами средств производства (на базе частной собственности на средства производства). Люди приобретают частичную субъектность, то есть они пользуются средствами производства, которые им выделяют с одной стороны феодал, это земля, с другой стороны они сами являются владельцами орудий труда, при помощи которых производят определенные работы. Производственные отношения выглядят, как эксплуатация владельцами средств производства (земли), так называемых сервов, (крепостных крестьян), изымающих большую часть изготовленного сервами продукта, отчуждая их труд.
Буржуазный способ производства – это взаимоотношения между капиталистами, которые владеют средствами производства и наемными работниками, которые формально сохраняют личную свободу. В буржуазной общественно-экономической формации производительными силами являются люди, наемные работники, работающие на средствах производства, принадлежащие капиталистам. Производственные отношения при этом способе производства – это отчуждение владельцами средств производства труда наемных работников в свою пользу.
Наконец, последний известный нам способ производства, это коммунистический. Этот способ производства заключается в том, что народ, являющиеся совладельцем общенародной собственности на средства производства, использует эти средства производства для производства продуктов. Таким образом, в коммунистической общественно-экономической формации производительной силой является народ, работающий на средствах производства, находящихся в общенародной собственности. Производственные отношения в коммунистическом обществе – это наличие общенародных средств производства, которыми трудящиеся производят продукт для своей потребности.
Буржуазная экономика базирующаяся, как мы уже говорили, на частной собственности на средства производства, получает продукт путем отчуждения чужого труда, частично оплаченного наемным работникам, которые являются частью производительных сил. Отсюда следует вывод, что буржуазная экономика представляет собой частный интерес множества владельцев средств производства, от мелких до крупных. Создаваемый в буржуазной общественно-экономической формации инструмент, под названием буржуазное государство, обеспечивает это отчуждение труда наемных работников, тем самым охраняя власть и собственность частных владельцев средств производства.
По сравнению с феодальной общественно-экономической формацией, буржуазная общественно-экономическая формация является прогрессивной, поскольку именно буржуазная общественно-экономическая формация, в отличие от натурального хозяйства рабовладения и феодализма, переходит к массовой системе разделения труда. Тем самым обеспечивается значительный рост выпускаемого продукта, который превращаясь в товар, на первых этапах появления и последующего развития буржуазной общественно-экономической формации, обеспечивает потребности трудящихся в поддержании своих сил и некоторым образом развитие своих творческих способностей. Но этот процесс крайне недолог. Дело в том, что та самая эксплуатация человека человеком и порождаемая ею жадность все время снижает возможности трудящихся в обеспечении своего достойного существования и естественного развития. Так, начиная новое производство в буржуазной экономике на первом этапе, требуется вкладывать значительные денежные средства в подготовку этого производства, то есть это и земельный участок, это стройматериалы, это энергоносители, это строители, это закупка оборудования и поэтому буржуазия всегда стремиться максимально переложить свои расходы на плечи трудящихся, тем самым увеличивая градус эксплуатации и тем самым они создают в этом обществе серьезное антагонистическое противоречие между классовыми интересами буржуазии и классовыми интересами трудящихся. Такие антагонистические противоречия создавались и в предыдущих общественно-экономических формациях, поэтому переход от одной общественно-экономической формации к другой всегда сопровождается революцией.
И вот здесь, на базе мирового разделения труда, когда появляется множество профессий, которыми люди занимаются в свое рабочее время, являясь частью какого-либо технологического процесса, это приводит к тому, что появляется уже новой класс, класс пролетариев, которые уже осознали себя, как пролетарии, разобрались в своих классовых целях и задачах, и вступают в политическую борьбу для достижения своих классовых целей.
Наемные работники не имеют в собственности средств производства и могут на рынке труда продавать только свое рабочее время, а цену на это рабочее время на рынке труда регулирует капиталист. Когда эти противоречия начинают приобретать характер революционной ситуации, при наличии организованной силы пролетариата в лице коммунистической партии, происходит революция, которая окончательно приводит к концу эксплуатацию человека человеком. Поскольку в коммунистической общественно-экономической формации нет частной собственности на средства производства, она находится в собственности общенародной, эксплуатация человека человеком исключена. Когда собственник или сособственник средств производства является одновременно и частью производительных сил, эксплуатация, как таковая отсутствует. Человек работает на себя и его труд, через общенародные фонды потребления, реализуется в его достойное существование и развитие.
Таким образом, мы видим, как буржуазная экономика, основанная на частной собственности на средства производства, неизбежного неизбежно приходит в тупик из-за наличия антагонистических противоречий, как внутри класса буржуазии, т.е. наличие конкуренции, так и в антагонистическом противоречии между владельцами средств производства и трудящимися, которые на этих средствах производства работают.
Теперь подойдем к социалистической экономике. Способа социалистического производства в чистом виде не существует, поскольку социализм ни является отдельно взятой общественно-экономической формацией, ни частью какой-либо другой формации. Социализм – это переходный период, в котором провозглашается ликвидация частной собственности на средства производства. Тем не менее социалистическое производство зарождается в борьбе с остающимися от предыдущей общественно-экономической формации производственными отношениями. В нем присутствуют, как коммунистический способ производства, так и капиталистический, первоначально, выражающийся в наличие колхозно-кооперативной собственности или проще говоря, в кооперативной собственности. Колхозы при социализме – это временное явление и в будущем вряд ли появятся, поскольку уже сейчас класса крестьянства в нашей стране более не существует. Крестьянин это тот, кто работает на принадлежащей ему на праве частной собственности земле, работает своими средствами производства, которые тоже принадлежат ему на праве частной собственности. Но поскольку земля конечна, а количество трудящихся постоянно увеличивается, то размеры земельных участков, выделяемых на одного крестьянина, уменьшаются и в итоге они становятся неспособными обеспечить достойное существование для крестьянской семьи. То есть
кооперативная собственность, находящаяся на первом этапе в социалистическом производстве, рано или поздно коммунистическим способом производства будет поглощена. Не может частное производство конкурировать с производством на базе общенародных средств производства.
И вот здесь появляется разительное отличие социалистического производства от производства буржуазного. Несмотря на наличие класса, несмотря на наличие разных видов собственности на первом этапе, несмотря на противоречия, которые есть в социалистическом переходном периоде, коммунистическая тенденция при соответствующей ее поддержке со стороны пролетариата, обладающего государственной властью и создавшего инструмент для защиты власти и собственности народа, имеет место быть. То есть социалистическое государство на базе своего законодательства постоянно должно подавлять остатки буржуазного производства в виде труда на базе кооперативной собственности, решать противоречия, существующие в обществе и дойти до полной ликвидации классов в коммунизме. Как мы уже с вами говорили, в социализме решается триединая задача. Это воспитание нового человека, определение направления научно-технического прогресса, который с одной стороны дает возможность развиваться трудящимся, повышать свой культурно-нравственный и моральный уровень, а с другой стороны не вредить окружающей человека природе.
В отличие от буржуазного производства появляются новые тенденции в производстве. В отличие от буржуазного производства, в социалистическом производстве никого не интересует прибыль или рентабельность отдельно взятого предприятия, потому что социалистическое производство представляет собой, в отличии от частного буржуазного способа производства, единый народнохозяйственный механизм, где создаются такие способы оплаты труда, которые полностью позволяют людям, достигшим определенной квалификации, определенного уровня образования, достойно жить им и их детям.
В отличие от буржуазной экономики основными показателями социалистического производства является снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда. А что означает снижение себестоимости продукции в социалистическом производстве? Поскольку весь продукт, произведенный в социалистическом производстве, хранится в общенародных фондах потребления, то есть возможность всегда, рационально используя природные ресурсы и оборудование, постоянно увеличивая сложность техники, получать более дешевую
продукцию. Из этого вытекает, что повышение производительности труда трудящихся при социалистическом производстве, в отличие от капиталистического, состоит в том, что необходимо произвести определенное строго рассчитанное количество продукции, для удовлетворения потребностей народа, на базе высшей техники, за как можно меньшее количество времени произвести определенное количество продукта, а не тратить безудержно ресурсы, заставляя разного вида способами эту продукцию покупать.
Итак, главный принцип буржуазной экономики это максимальная прибыль в максимально короткий срок, а повышение производительности труда заключается том, что за определенное время надо произвести как можно большее количество товара, с тем, чтобы продав его, увеличить прибыль из-за прибавочной стоимости, которая уже заложенной в этот продукт за вычетом издержек капиталиста, в виде зарплаты, закупки материалов и комплектующих, выплаты налогов и т.д. Социалистическое производство не нуждается в этих показателях, ей важно необходимое количество продуктов, которые позволяют удовлетворить необходимые потребности, поэтому социалистическая экономика на пути к коммунистическому способу производства накапливает такое количество продукта, которое обеспечит материально-техническую базу коммунистического общества, чтобы на деле осуществить принцип «от каждого по способности, каждому по потребности».
И вот здесь мы обращаемся к материалу В.И. Ленина, его работе «Великий почин». Как вы думаете почему Владимир Ильич так назвал свою работу? Впервые было показано коммунистическое отношение к труду на благо общества. Описано зарождение одного из главных принципов коммунистического общества, когда для трудящегося труд перестает быть тяжкой необходимостью для добычи куска хлеба, а становится жизненной потребностью человека трудиться на благо народа, т.е. коммунистическое отношение к труду на благо общества. Ведь коммунистическая общественно-экономическая формация характеризуется несколькими показателями: это отсутствие эксплуатации человека человеком, отсутствие классового деления общества и что самое главное, это когда для каждого члена коммунистического общества труд на благо общества перестает быть тяжкой необходимостью и становится жизненной потребностью. Владимир Ильич и увидел, в выходе рабочих завода, где ремонтировались паровозы, описанное в «Великом почине», начало коммунистической общественно-экономической формации. Рабочих никто не подгонял, их никто не загонял, они сами собрались и решили выйдем и сделаем в работу, потому что она необходима нашей стране и наша работа идет на благо общества и нам за это не надо никаких зарплат, пайков и всего остального прочего.
Это и есть коммунистическое отношение к труду, и вот, когда Иосиф Виссарионович писал свою, не побоюсь этого слова, великую работу «Экономические проблемы социализма в СССР», его главная мысль была о переходе от торговли, потому что торговля в социалистическом государстве лишена показателей прибыли, это всего лишь удовлетворение индивидуальной потребности человека, как заработная плата, к переходу на прямой продуктообмен. Потому что основной продукт идет в общенародные фонды потребления и распределяется между населением страны в равных долях, то есть всем обеспечено бесплатное жилье, всем обеспечено бесплатное образование, всем без исключения обеспечена бесплатная медицина, всем обеспечены низкие тарифы железнодорожных и вообще транспортных сообщений, всем обеспечена возможность достойного отдыха. А вот остатки товарно-денежных отношений будут уничтожены путем перехода на прямой продуктообмен, то есть из этого процесса исключаются деньги.
Помните знаменитую формулу товар-деньги-товар или деньги-товар-деньги? Первая формула производственная, когда капиталист изготавливает товар, получает за него деньги и увеличивает производство этого товара, и вторая, спекулятивная форма, когда человек на свои деньги покупает какой-то товар, перепродает его и получает прибыль. В первом случае при коммунистическом способе производства, деньги из этого процесса просто выпадают и в таком обществе появляется формула продукт-народ-продукт. То есть, используя продукты из общенародных фондов потребления, народ производит большее количество продуктов или необходимое количество продуктов за меньшее количество времени. И вот здесь как раз и появляется возможность прямого продуктообмена, когда этот поступающий продукт в общенародные фонды потребления также распределяется между всеми гражданами общества. Это подразумевается уже не жилье, не здравоохранение и не образование – это продукты повседневного потребления, то есть питание, одежда, мебель и все то, что необходимо человеку для достойного нормального существования. Ну и конечно же книги. Я не говорю о всех этих электронных прибамбасах, телевизорах и так далее и тому подобное, но, как средство образования, это увеличенное книгопечатание всей необходимой людям литературы. Вот коренное отличие буржуазной экономики от социалистической.
Подытожим, давайте сравним 2 формы. Главная экономическая цель буржуазной общественно экономической формации – это максимальная прибыль в максимально короткий срок. Главный экономический закон социалистического производства – максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В чем разница между этими двумя формами буржуазной экономики? В буржуазной формации человек отсутствует вообще, он или его развитие не является целью в буржуазной экономике, только получение прибыли. Вот это и есть экономическое обоснование эксплуатации человека человеком – максимальная прибыль в максимально короткий срок. Интересы человека, проблемы его развития, проблемы его достойного существования, все это капиталиста не интересует. Для него наемный работник это неизбежное зло, поэтому он стремится его всячески сократить путем автоматизации, роботизации и прочего всего, чтобы уменьшить количество наемных работников на своем предприятии. Целью же социалистической экономики являются потребности человека, потребности людей и максимальное их удовлетворения на базе высшей техники, то есть все эти роботы, компьютеризированные автоматизированные линии, окружающая людей экология, которая сохраняется через отделение производства от окружающей среды – вот главная разница между бесчеловечной буржуазной экономикой и социалистической экономикой. Ведь социалистическая экономика в основе своей держит коммунистический способ производства, то есть общенародную собственность на средства производства и народ является совокупным владельцем этих средств производства. То есть эксплуатации нет вообще и поэтому народ работает на удовлетворение потребностей людей и поэтому считается, что в социалистической системе правильное развитие общества есть залог свободного развития людей.
М.А.Соркин 2019г.
1 часть
comments powered by HyperComments