Попалась интересная статья о завтрашней электроэнергетике мира, предлагаю к прочтению, но до неё вот такое вступление с экскурсом в историю:
«…в стародавние времена, 100 лет назад появился в мире — Советский Союз и в момент организации страны на новых началах было такое высказывание, которое полностью было применено тогда. А высказывание было — знаменитая фраза Владимира Ильича Ленина «Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны», произнесённая им 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов
И тогда при Советской власти это были уже не слова, а факты с дальнейшим крупномасштабным применением электричества по всей советской стране… Запад же только в 21 веке пришёл к этому, через постоянное высасывание средств из населения стран».
То есть этот самый современный прогресс о котором говорят СМИ, делается за счёт средств населения, при возврате населению минимума от широко рекламируемых прогрессивных достижений.
Ну а теперь прочитайте эту американскую статью из Блумберга от 21.10.2024 о перспективах развития энергетики в мире, где рассказывается на сколько дорого всё это обойдётся населению сегодня.
https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2024-10-21/coal-is-powering-the-energy-transition-more-than-we-d-like-to-admi?embedded-checkout=true
(кто хочет увдеть графики и прочие материалы по тексту — открывайте статью)
Энергетический переход осуществляется за счёт — подождите-ка — угля
Потребление электроэнергии растет быстрее, чем возобновляемые источники могут его обеспечить. И поэтому мир продолжает обращаться к самому грязному ископаемому топливу.
21 октября 2024 г.
Фото из статьи в Блумберге — см. по ссылке
Хавьер Блас — обозреватель Bloomberg Opinion, освещающий вопросы энергетики и сырьевых товаров.
В том, что должно быть одним из наименее удивительных событий, глобальный спрос на электроэнергию растёт повсюду, поскольку мир движется к электрификации всего. Уходят бензиновые автомобили, приходят электромобили; уходят газовые котлы, приходят тепловые насосы; и так далее и тому подобное. Это энергетический переход.
Однако есть одна загвоздка. Поскольку спрос на электроэнергию растёт быстрее, чем её могут обеспечить возобновляемые источники, мир обращается к проверенному временем источнику её производства: углю .
Результат двоякий. Во-первых, год когда ожидается пик спроса на уголь, отодвигается дальше. Во-вторых, то что следует за пиком, теперь больше напоминает возвышенное плато, которое становится всё выше и выше с каждым годом. И если история чему-то учит, нам следует ожидать дальнейших пересмотров.
Спрос на уголь
Ожидается, что мировое потребление угля теперь будет выше, чем предполагалось в сценариях, разработанных всего год назад, из-за ускорения потребления электроэнергии.
Об этом едва ли можно услышать в глянцевых описаниях энергетического перехода. Уголь упоминается, только тогда, когда какая-то страна закрывает свою последнюю угольную электростанцию. Таков был недавний посыл в Великобритании, которая положила конец 142 годам угольной энергетики, когда страна закрыла свою последнюю угольную электростанцию в конце сентября в Ратклифф-он-Сор, примерно в 100 милях к северу от Лондона. Тем временем Азия была занята открытием новых.
Реальность для самого загрязняющего из всех видов ископаемого топлива — это рекордное применение и более высокий, чем ожидалось, спрос в будущем. Это признак неравномерного, рывкового характера энергетического перехода: рекордная солнечная генерация и рекордный спрос на уголь могут сосуществовать.
На прошлой неделе Международное энергетическое агентство опубликовало свой ежегодный отчёт «Перспективы мировой энергетики» — всеобъемлющий обзор вероятных путей развития спроса и предложения на ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии до 2050 года. В 398-страничном отчете было скрыто предупреждение: «Прогноз по углю был пересмотрен в сторону повышения, особенно на ближайшее десятилетие, главным образом в результате обновленных прогнозов спроса на электроэнергию, в частности, со стороны Китая и Индии».
Это был не небольшой пересмотр: применение угля в 2030 году сейчас оценивается на 6% выше, чем всего год назад. Это может показаться небольшим, но это эквивалентно добавлению эквивалента потребления Японии, четвертой по величине стране применяемой угль, в мире. МЭА теперь полагает, что к 2030 году потребление угля останется выше, чем в 2010 году.
Эпоха электричества
Это было важным изменением в отчёте, который в остальном был оптимистичным. Ветряная и солнечная энергетика продолжают расширяться быстрее, чем многие думали, включая МЭА. В результате они всё больше увеличивают свою долю на рынке. «В истории энергетики мы были свидетелями века угля и века нефти», — сказал исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. « Теперь мы стремительно движемся в век электричества ».
Бироль, экономист, который прошёл путь от поддержки индустрии ископаемого топлива до ребрендинга себя в качестве зеленого чемпиона, не ошибается. Тем не менее, он оставил много недосказанного о новой эре электричества. Во всем мире более трети этих электронов поступает от сжигания угля. В Китае этот показатель достигает 60%, в Индии он достигает почти 75%.
Уголь необходим, потому что потребление энергии ускоряется быстрее, чем то, что могут предоставить возобновляемые источники. Он также надёжен: он не зависит от погодных условий, как гидроэнергетика, ветряная и солнечная энергия. Помимо угля, только атомные электростанции и газовые станции могут обеспечивать электроэнергией круглосуточно. Возможно, однажды солнечная и ветровая энергия смогут делать это в сочетании с батареями. Но на данный момент хранение энергии в батареях недолговечно и ничтожно по сравнению с энергетическими потребностями даже средних городов.
Примечательная статистика: по данным МЭА, две трети общего прироста спроса на энергию в 2023 году было покрыто за счёт ископаемого топлива.
Да, чистая энергия — это будущее. Однако на данный момент ископаемое топливо остаётся настоящим — особенно когда спрос на электроэнергию так быстро растёт. Ожидается, что в период с 2023 по 2030 год применение электроэнергии будет расти в шесть раз быстрее, чем общий спрос на энергию, по сравнению с ростом в два раза в период 2010-2023 годов и в 1,4 раза быстрее в период 2000-2010 годов. По данным МЭА, к мировому спросу ежегодно добавляется эквивалент потребления электроэнергии 10 крупнейшими городами мира.
Энергия везде
Ускорение не связано с искусственным интеллектом и центрами обработки данных, как часто сетуют. Если что, они могли бы объяснить лишь часть увеличения потребления. Спрос на электроэнергию исходит отовсюду, особенно от электромобилей, кондиционирования воздуха и даже опреснения воды.
Эпицентром бума электроэнергии является Азия, поэтому вполне логично, что два крупнейших в мире потребителя угля, Китай и Индия, не только не отказываются от угля, но и продолжают строить больше угольных электростанций. Результатом является энергетический переход, который загрязняет окружающую среду больше, чем многие надеялись.
При бывшем спецпредставителе США по климату Джоне Керри Америка достигла своего рода разрядки с Китаем по вопросу энергетического перехода. Негласное соглашение подразумевало отказ Китая от угля с течением времени. Оглядываясь назад, кажется, что Пекин играл с Керри, который отчаянно нуждался в сделке на климатическом саммите COP26 в 2021 году в Глазго — первой встрече администрации Байдена, когда Белый дом хотел отполировать свои зелёные полномочия, после Трампа.
Пришло время нового подхода. Мир не может утверждать, что движется в правильном направлении, пока применение угля не снизится существенно, скажем, до уровня 2000 года. При нынешних тенденциях это вряд ли произойдет раньше 2050 года. Политикам следует прекратить делать вид, будто война с углем выиграна. Мы всё ещё далеки от этого.
comments powered by HyperComments