Буржуазная общественно-экономическая формация 2ч.

59


Первая часть http://ledokol.org/2020/04/16/burzhuaznaya-obshhestvenno-ekonomicheskaya-formatsiya-1ch.html
Я уже говорил вам, что империализм, как капитализм эпохи мировых войн и пролетарских революций, собственно говоря, ушёл. Дело в том, что с одной стороны Мировая война сегодня невозможна при наличии большого количестве ядерного оружия – это уничтожение планеты. С другой стороны, расконцентрация производства затрудняет создание класса пролетариев. В свое время Маркс писал о пролетариях, как «классе в себе», тех, кто озабочен только своим экономическим положением и «классе для себя» — людей, осознавших, что необходимо выдвигать политические требования. Так вот, думаю, здесь дело в другом: «класс в себе» — это класс наемных работников, класс пролетариев – «класс для себя». И по сути дела сегодня класса пролетариев нет нигде в мире. Наша задача сделать так, чтобы класс наемных работников осознал себя. И вот здесь я вновь вспоминаю формулировку Маркса: «пролетарий — наемный работник, который не имеет в собственности средств производства, который может предложить на рынке труда только свой труд, свое рабочее время». Практика и оценка опыта показывают, что это необходимые условия, но недостаточные. Для того, чтобы наемный работник стал пролетарием, он должен осознать свое место в мире — кто он такой, разобраться в своих классовых целях и задачах и вступить в политическую борьбу за достижение своих классовых целей и задач. Либеральный же глобализм, здесь не могу не отметить справедливой характеристики В.И. Ленина («империализм, как высшая стадия капитализма») – либеральный же глобализм уводит общество вниз, через неофеодализм, который мы сегодня видим, как США обращается со другими странами, как сюзерен со своими вассалами) в неорабовладение, когда будет окончательно законодательно закреплено неравенство людей. Дело в том, что капитализм способен обеспечить благосостояние максимум 10% населения Земли. А вновь развивающиеся экономики, такие как китайская, как индийская, обладающие значительным количеством традиционного общества, т.е. большим количеством крестьян, которые при разорении переходят на работу в найм. Более того, для того чтобы этот вопрос решить, Китай ушёл от социализма и начал медленно, но верно возвращаться в капитализм. Пока ещё примерно 1/3 населения страны, около 300 млн. человек, живет в городах, которые представляют собой территорию капиталистической экономики. И более миллиарда крестьян, которые живут так же, как жили и 500 лет назад и 1000 лет назад, так же ходят по колено в воде и собирают рис. Так вот, развитие этих экономик путем урезания своего традиционного общества, перетаскивания крестьянского населения в города и организацию там капиталистической экономики, требует своей доли. Они не хотят, чтобы их рабочие получали 1/10 того, что получают наемные работники в странах евроатлантической цивилизации. И вот здесь лежит одно из главных противоречий либерального глобализма, которое он решает, как я уже говорил — законодательное закрепление неравенства людей. Т.е. наверху незначительное количество людей, сосредоточивших в своих руках все активы нашей планеты, под ними слой их обслуживающего персонала, это частные военные компании, инженеры, ученые, врачи и наконец в самом низу весь остальной мир, у которого нет никаких прав и который будет постепенно уничтожаться без всякой войны. Достаточно отсутствие образования, некачественной еды, некачественного медицинского обслуживания, некачественного воздуха, некачественной воды, некачественных лекарств, для того, чтобы значительно сократить, а то и полностью уничтожить остальное население Земли. Поскольку, капиталисты, со свойственным им цинизмом, посчитали, что полезные ископаемые на Земле конечны, а капиталистическая экономика крайне нерационально их использует, так как у главы угла производства полезных ископаемы стоит прибыль и производительность труда – это производство максимального возможного количества товаров за определенное количество времени, то ресурсы Земли при таком хозяйстве быстро исчерпаются. Капиталисты решают этот вопрос в духе английского епископа Мальтуса, который считал, что население Земли слишком велико и его надо уменьшить, потому что оно нерационально потребляет ресурсы Земли. Поэтому с одной стороны существует холдинговая система и расконцентрация производства, через многочисленные юридические лица, которые собственностью на средства производства не обладают, с другой – наличие наднациональных настроек, чьи действия защищены тоже наднациональной военной структурой под названием НАТО — вспомним уничтожение Ливии, уничтожение Ирана, попытки уничтожить Египет и Сирию. Мы видим, как либеральный глобализм действует. Поэтому задача коммунистов объяснять людям, кто их враг и что надо делать, разъяснять, какую политику ведут капиталисты и что надо делать, для того, чтобы это прекратить. Т.е. создание на Земле политической коммунистической общественно-экономической формации. Как её создать, мы с вами разбирали. Поэтому я сегодняшнюю лекцию заканчиваю. Есть ко мне вопросы?

ВОПРОС. Фактически мы сейчас говорим о наличии 3-х классов? Люди, осознающие свое положение, вступившие в борьбу – пролетариат, живой пролетариат, массы, которые дремлют, назовем её просто наемные работники – класс наемных работников, вот целый класс уже. И, получается, буржуазия – класс буржуазии.
МА. Да. И основная примета либерального глобализма заключается в наличие расконцентрации производства и наднациональными структурами и имеет своей целью законодательное закрепление неравенства людей.

ВОПРОС. Хотелось уточнить про Китай. Почему вы считаете, что Китай будет все больше и больше капиталистический становится и не будет идти обратно в социализм, как это декларирует коммунистическая партия Китая?
МА Декларировать она может все что угодно. Просто самые крупные финансовые транснациональные корпорации принадлежат Китаю. Значит система капиталистической экономики, т.е. получение прибыли от отдельно взятого предприятия, это реформа Дэн Сяопина, т.е. когда уничтожен единый народно-хозяйственный комплекс в Китае и целью каждого предприятия, работающего на китайской территории, является прибыль или рентабельность отдельно взятого предприятия. И они все дальше и дальше идут по этому пути. Более того, они пытаются вернуться назад – в империализм. Каким образом? Они сейчас усиливают свои позиции в мире, вплоть до искусственных островов в Южно-Китайском море, которые бы ограничили проникновение кого-либо к побережью континентального Китая и установкой на них соответствующих ракетных систем. То, что он может вернуться в социализм…Социализм, понимаете, это – переходный период от капитализма к коммунизму. Он не строится. Он провозглашается отменой частной собственности на средства производства. После этого идет строительство коммунистического общества путем решения этой единой задачи. Первое – воспитание нового человека с категорическим императивом: общественное благо выше личных интересов. Второе – определение направления научно-технического прогресса, которое с одной стороны – дает дальнейшее развитие общества и не вредит экологии. И, наконец, третье – создание на базе первых двух материальной базы коммунистического общества, когда будет осуществлён главный принцип коммунистического общества: от каждого по способности – каждому по потребностям. Ведь коммунистическая общественно-экономическая формация характеризуется: общенародной собственностью на средства производства, отсутствием эксплуатации человека человеком и может быть самое главное – отношением к труду не как к тяжкой необходимости для поддержания жизни, а как к жизненной потребности каждого члена общества к труду на благо всего общества. Вот поэтому мы можем с твердостью заявить, что Китай от социализма повернул назад к капитализму. Чему немало способствует наличие в экономическом базисе многоукладной экономики.

ВОПРОС. Зачем законодательно закреплять неравенство людей, если по факту у них и так неравный доступ к образованию, медицине и т.п.?
МА. Затем, чтобы можно было на полном законном плане их убивать, если они восстанут. Слишком живучие – долго не умирают. А их убивать надо с точки зрения капитализма. Живучие, понимаешь, люди.

ВОПРОС. В капиталистическом обществе наблюдается постоянный рост тарифов естественных монополий. Что будет с капитализмом, если зафиксировать рост этих тарифов на нулевом уровне через политические требования трудящихся?
МА. Это не совсем по теме, но кто примет такой закон? Добиться этого можно только одним путем – ликвидировав общественно-экономическую формацию. Сколько владельцев сегодня у естественной экономики? Есть конкретно взятый человек? Есть одно конкретно-взятое предприятие? Нет, они раздроблены на колоссальное количество дочек, не с кого спрашивать. При капитализме этот закон не будет принят никогда. Ограничивать прибыль представителей класса капитала. Недавно был опубликован доклад Счетной палаты, г-на Кудрина. Какое количество предприятий находится в 100% государственной собственности, сегодня в РФ? 57 %. И это без подсчета, там, где государство сособственник. Так оно само себе будет запрещать? Государство, товарищи, говорю последний раз, это инструмент в руках класса, обладающего властью и собственностью. Это — инструмент. И действует только так, как ему приказывают руки, которые его держат. Вся назначенная структура и избранная структура – это чиновники, назначенные этим классом. Для сохранения своей власти и своей собственности. Ты можешь приказать – положить рядом собой автомат Калашникова – и сказать: стреляй в ту сторону. Он тебя послушает? Его в руки надо взять, для того чтобы он стрелять начал. И направить в нужную сторону. Государство должно. Инструмент тебе должен? Так он бездушный. Он делает только то, что приказывают ему руки, которые им управляют.

ВОПРОС (продолжение). На чем зиждется базис капитализма? С одной стороны – это максимизация прибыли, с другой – на чем эта максимизация основывается? На росте тарифов естественных монополий?
МА Нет. Она держится на увеличивающейся эксплуатации трудящихся. Потому что экономический базис, я уже говорил вам на прошлом занятии, это взаимоотношение между производительными силами и производственным отношением, это способ производства. Мы уже детально разбирали этот вопрос, что такое способ производства, какой экономический базис той или иной экономической формации? Капиталисты могут эксплуатировать трудящихся и без роста тарифов, но не будут это делать.

ВОПРОС. А мне кажется и не могут и не будут.
МА. Да могут. Я говорил вам о системе антимонопольных законов. Но капиталисты нашли очень хороший способ, кстати, подсказанный им советской властью. Знаете, в каком вопросе? Вы знаете, каким образом большое количество кулаков ушло от раскулачивания? Переписать все на своих детей. Деление имущества. Вот сейчас эти естественные монополии – они разделились на целую кучу самых разных юридических лиц, которые занимаются разными технологическими участками. И вот эта цена растет и на выходе получается соответствующий тариф. А поскольку эти юридические лица – только маска, то всю прибыль получает владелец естественных монополий. А кто у нас в РФ сегодня владелец естественных монополий? Газовых, нефтяных, алюминиевых, аммиачных? Кто владелец и совладелец? Государство. Мы с вами уже разбирали, что такое экономический базис и что такое способ производства и что такое взаимоотношение между производительными силами и производственными отношениями. Вспоминайте основной закон капитализма, это максимальная прибыль в максимально короткий срок!

ВОПРОС: Марк Анатольевич, создание кастового общества, вот как в Индии – это не то же самое, что законодательное закрепление неравенства членов общества?
МА: Ну, видите ли, в чем дело, кастовое общество в Индии – это следствие, будем говорить, наличия в Индии большого количества народа. Индия, как и Африка, Африка, кстати, в меньшей степени. Африка – это колыбель человечества, именно там был более-менее теплый климат, большое количество, флоры и фауны и, собственно говоря, откуда все распространялось. То есть кастовая система в Индии – это следствие первобытно-общинного строя. Здесь же – классовая система, не кастовая. Понимаете, в чем дело? По сути будем говорить кастовые – это по сути родоплеменные отношения. Какая высшая каста в Индии? Брамины (жрецы). А вторая? Кшатрии (воины) от слова кшатра — «царь». То есть это то же самое разделение между светским властителем и духовным. Та же каста жрецов и та же группа, которая еще и не класс, тех людей, которые стали раджами, кшатрии, потом Вайши (ремесленники), купцы и т.д., и т.п. То есть здесь разделение идет по профессиям, а вот то, что предлагает либеральный глобализм – это отбор по цензу имущества. Так что это немножечко не то.

ВОПРОС: А что, неприкасаемый может быть богатым?
МА: То, что называется «неприкасаемые» — шудра, там вопрос ведь не в том, богатый или бедный. Если так вам сказать, вы будете смеяться, но нищие при капитализме – достаточно богатые люди. Это серьезно говорю, потому что они четко знают свои, как говорится, ареалы, где они милостыню собирают. Они на паперти сидят. Там за места на паперти драки иной раз бывают. Понимаете, это довольно богатые люди. Другое дело, что он, шудра, не имеет права, быть, подняться выше своей касты. Тут не имущественный ценз.
ВОПРОС: Про богатых нищих – у Погодина в «Кремлевских курантах» хорошо написано.
МА: Да, это понятно, но дело не в этом. Вы обратите внимание даже не на Погодина, посмотрите на пьесу Горького «На дне». Кто там самый нищий человек в этой ночлежке? Это обнищавший ремесленник Бубнов. Работы нет, пристанища нет и сдыхать надо, вот в чём дело А его дочь сидит, нищая профессиональная и рассуждает о том, что человек – это звучит гордо, это звучит великолепно. Это интересно – тунеядец на подпитии рассуждает о том, кто такой человек, да? Правда весело? Или этот Лука, бродяга, который собственно говоря, в ночлежке только спит, а сам побирается по богатым домам. Ещё есть ко мне вопросы?

М.А.Соркин 2019г.

comments powered by HyperComments