Способы производства. 2 ч.

71


2 часть
Подытожим, давайте сравним 2 формы. Главная экономическая цель буржуазной общественно экономической формации – это максимальная прибыль в максимально короткий срок. Главный экономический закон социалистического производства – максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В чем разница между этими двумя формами буржуазной экономики? В буржуазной формации человек отсутствует вообще, он или его развитие не является целью в буржуазной экономике, только получение прибыли. Вот это и есть экономическое обоснование эксплуатации человека человеком – максимальная прибыль в максимально короткий срок. Интересы человека, проблемы его развития, проблемы его достойного существования, все это капиталиста не интересует. Для него наемный работник это неизбежное зло, поэтому он стремится его всячески сократить путем автоматизации, роботизации и прочего всего, чтобы уменьшить количество наемных работников на своем предприятии. Целью же социалистической экономики являются потребности человека, потребности людей и максимальное их удовлетворения на базе высшей техники, то есть все эти роботы, компьютеризированные автоматизированные линии, окружающая людей экология, которая сохраняется через отделение производства от окружающей среды – вот главная разница между бесчеловечной буржуазной экономикой и социалистической экономикой. Ведь социалистическая экономика в основе своей держит коммунистический способ производства, то есть общенародную собственность на средства производства и народ является совокупным владельцем этих средств производства. То есть эксплуатации нет вообще и поэтому народ работает на удовлетворение потребностей людей и поэтому считается, что в социалистической системе правильное развитие общества есть залог свободного развития людей.
В буржуазном обществе, наоборот, свобода развития личности подразумевает свободу развития общества. Что происходит с этой свободой общества мы с вами видим в окружающем нас мире, когда права человека превратились в фетиш, обязанности отвергаются полностью, как будто их и нет, работаешь ты или не работаешь, здоровый ты или больной, неважно, главное твои личные права. Эти личные права между собой должны, по идее, объединяться и общество должно развиваться. На деле права личности без обязанностей переходят в антагонизм между отдельно взятыми людьми, каждый стремится осуществить свое право личности за счет окружающих его таких же личностей и между ними происходят антагонистические противоречия. Кто из этих людей между ними победит зависит от возможностей того или иного человека, как финансовых, так и физических.
Итак, товарищи, социалистическая экономика отличается от буржуазной экономики прежде всего тем, что она направлена не на извлечение прибыли, а на максимальное удовлетворение потребностей людей. Для этого совершенствуется техника, для этого выстраиваются серьезные комплексные предприятия, для этого сберегается окружающая среда, для этого уменьшается рабочий день на базе роста социалистической производительности труда, с тем, чтобы люди могли истратить освободившееся время на повышение своего образовательного культурного морального нравственного уровня. Вот почему коммунистический способ производства является большим шагом вперед в развитии человечества по сравнению с буржуазной экономикой. Прошу вопросы.
ВОПРОС: Владимир Ильич писал, что спекулянты – это верные лакеи буржуазии, а у нас практически все общество грезит о том, как нажиться через спекуляцию. Какие вы видите пути преодоления этого положения?
МА: Способные к таким делам составляют примерно 10% людей, остальные, даже если возьмутся, они разорятся. Для того, чтобы быть спекулянтом надо истребить в себе совесть, надо чтобы вместо глаз у тебя были жабьи шкурки, вот тогда ты можешь быть спекулянтом, а 90% людей на это неспособны. Поэтому спекулянты действительно пособники буржуазии. Мы разбирали с вами два вида капиталистической деятельности, это товар-деньги-товар и деньги-товар-деньги, вот вторая форма это как раз спекуляция.
ВОПРОС: Понятие полупролетариат – это и есть мелкобуржуазные элементы, спекулянты ,лавочники?
МА: Они есть не полупролетариат, они мелкая буржуазия. Другое дело, они могут стать пролетариями, если разорятся и побудут немного наемными работниками. Потому что в начале они будут преследовать свои экономические интересы, интересы выживания, но когда осознают кто они есть и поймут, что единственный способ для себя и своей семьи получить достойную жизнь, это ликвидирует класс паразитов, ликвидирует класс буржуазии.
ВОПРОС: Как будет организован труд, по-ленински, в наше время? Сам Владимир Ильич, пишет о длительной упорной, будничной, рутинной работе, которую нужно проделать.
МА: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Поймите правильно, труд на благо общества, это действительно, временами даже очень тяжелая, но нудная и ежедневная работа. Главное нужно, чтобы понял человек, труд на благо общества, это не тяжкая необходимость трудиться из-за куска хлеба, а это жизненно необходимая потребность для каждого члена коммунистического общества. И вот как раз в момент переходного периода социализма это отношение и воспитывается. Ранее мы говорили о воспитании нового человека, с категорическим императивом, где труд на благо общества первичен, а потом уже личный интерес. И права человека вытекают из взятых и выполняемых им обязанностей. Если обязанностей нет, то не должно быть и прав. Не случайно, одно из плакатных формулировок гласило «кто не работает, тот не ест», то есть тому, кто не трудится, но может это делать, отрицалось даже право на жизнь. Ведь, если человек не ест, что с ним будет – он умрет. То есть с самого начала был задан императив – первичен труд на благо общества, а все твои права из этого вытекают, даже право на жизнь.
ВОПРОС: прокомментируйте такой момент, на телепередачах у Владимира Соловьева буржуазные деятели будто бы не знают, как им быть дальше, как спасать систему, они в панике?
МА: Что самое главное в этих передачах? Ясно осознается, что буржуазной общественно-экономической формации приходит неизбежный конец. Они смогли отсрочить свое падение из-за искривлений, которые допустили Хрущев и Брежнев, которые провозгласили и стали его осуществлять на деле принцип мирного сосуществования и заявили, что это ленинский принцип, извратив Ленина по существу. Они отказались от главного, от диктатуры пролетариата, как таковой. А ведь диктатура пролетариата, это необходимое условие для перехода от социализма к коммунизму. Диктатура пролетариата может исчезнуть только тогда, когда исчезнут классы, а это будет тогда, когда на всей земле будет коммунистическое общество. То, что в коммунистическом обществе, в отдельно взятой стране, необходима диктатура трудящихся для отражения внешних угроз, это необходимая вещь. Просто коммунистическое общество не может наступить одновременно сразу, это невозможно. Для того, чтобы у нас был коммунизм необходимо наличие мощного социалистического государства, которое обладает надежной защитой от внешней агрессии и способность к автаркии. И вот у этих людей был панический страх от понимания того, что капиталистическое общество находится перед крахом. Они сейчас судорожно ищут пути, как спасти капитализм, как сохранить эксплуатацию человека человеком, как, какими ширмами и картонными коробками можно это заслонить. Вот это иллюстрация к нашему разговору. Обратите внимание, как они там юлят, вертится, они частично употребляют слово социализм в совершенно извращенном понятии. Они считают социализм, поскольку в нем на первом этапе сохраняется некие разновидности частной собственности, например, кооперативной, при которой средствами производства владеет не отдельный человек, а коллектив, который извлекает прибыль из производимого им продукта, превращая его в товар. Даже в Советском Союзе необходимые государственные поставки, которые осуществлял колхоз, им не передавались бесплатно, они им продавались, правда по твердым государственным закупочным ценам, но тем не менее продавались. Государство покупало продукты их труда, которые превращались колхозниками в товар и потом, когда они получали свою долю, после окончания сельскохозяйственного сезона, они тоже ее реализовывали с тем, чтобы получить прибыль, либо через кооперативную торговлю, либо через рыночную.
И вот эти, так называемые охранители, пытаются явить социализм именно в этом виде, когда присутствует хотя бы кооперативная форма собственности, которая, как я уже сказал, является разновидностью частной в некую общественно-экономическую формацию, то есть превратить переходный период в самостоятельную общественно-экономическую формацию. И хотя бы таким путем сохранить капитализм, через появление новых собственников в подавляющей массе народа. То самое, что они называют мелкий бизнес, средний бизнес. Но посмотрите, когда-то они создали категорию средний класс, а в этой передаче они вынуждены признать, что среднего-то класса и нет. Есть владельцы средств производства и есть те, кто на них работает. Сейчас мы сталкиваемся с чем, я уже не говорю о жилье, но ведь и образование и медицина теперь объявляются услугами, не гарантированными обязательствами государства, а услугами, которые оказывают частные лица и стоимость этих услуг определяет именно это частное лицо. Вот это они хотят сохранить хотя бы так. И вот здесь человек, который во всеуслышание заявлял, что он коммунист, Кургинян, заявляет, что стратегические отрасли надо иметь в собственности государства, а все остальное, мелкий и средний бизнес, вообще освободить от налогов, пусть богатеют. Они всячески мимикрируют с единственной целью – сохранить капитализм в любой форме.
Кто-то из капиталистов смотрит в сторону НЭПа, а ведь мало кто это помнит, что и НЭП Владимир Ильич Ленин объявлял отступлением от социализма. Мы должны все это понимать, какая наша главная стратегическая цель, какой путь ведет к этой стратегической цели, что он дает каждому человеку, не всей массе, а именно каждому. Все это мы должны разъяснять людям.
ВОПРОС: Как реагировать на такую фразу, что все революции происходят из-за вмешательства извне?
МА: Революции происходят тогда, когда трудящиеся не хотят жить по-старому, а капиталисты не могут управлять уже по-новому, им и старых методов не хватает, чтобы держать в повиновении наемных работников. Когда кто-то говорит, что революция это вмешательство извне, в этом есть попытка скрыть истинный характер революции, потому что революция происходит тогда, когда идея, идеология революции, овладевает массами. Как писал верховный комиссар Антанты в ставке Колчака генерал Жане: если 150 000 000 русских хотят красных и не хотят белых, бессмысленно помогать белым. Можно сколь угодно долго спекулировать о каких-то внешних силах, внешние силы могут произвести госпереворот, но он не является революцией, поскольку меняет всего-навсего лишь правящую верхушку в государстве, не в классе, а цели класса остаются неизменными. Поэтому они устраивают такой бред, что это внешние силы произвели, обманули и ввергли наш-де послушный и богобоязненный народ в это дело. Во время революции речь не идет о слабости или силе власти, в ее руках находятся те же самые армия и внутренние войска, полиция и жандармерия, все что и было, а вот то, что они уже не могут справиться с народом, которым овладела определенная идея, это уже другой вопрос. Ни одна армия мира не способна справиться с вооруженным народом, вам это скажет любой военный специалист и, наоборот, в госперевороте, там используется определенная слабость власти, там используется разложение правящей верхушки, используются коррумпированность армейских и МВДшных верхних структур. А здесь нет необходимости, потому что мы опираемся не на верхушки этих структур, а на их рядовой состав, которым также овладевает определенная идея.
ВОПРОС: На передаче у Соловьева касались темы Латинской Америки упомянули Кубу, что она на данный момент достаточно устойчива, но не объявили, не коснулись темы, а какая политэкономическая система сейчас на Кубе?
МА: Куба начала отворачивать назад в капитализм, допустили частную собственность. Пока еще традиции Фиделя Кастро держатся, но чем это закончится я не знаю, они на очень нехорошем пути.
ВОПРОС: Почему они объясняют происхождение революции тем, что находятся-де профессиональные революционеры, которые мутят рабочих, рассказывая им какие-то страшилки, агитируют проводить митинги, маевки и т.п.?
МА: С той же целью – найти пути сохранения капитализма, путем предупреждения исходящей для них опасности. Понимаете марксизм-ленинизм, это наука и основные принципы и постулаты этой науки актуальны и сегодня. Методы могут меняться в зависимости от того периода, который мы переживаем. Кстати, тема следующей передачи будет называться периода капитализма, чем они друг от друга отличаются и отличается ли общая цель, меняется ли от того, какой период капитализма сейчас существует.
ВОПРОС: В институте нас учили, что человек не будет трудиться, если над ним нет фигурально какого-либо человека с палкой, т.е. обязательно ли должно быть какое-то давление?
МА: Ерунда все это, понимаете, они считают человека априори животным, это животное нужно заставлять трудиться, а человек да, это еще обладает и второй сигнальной системой и может оценивать окружающий его мир, может понимать, для чего он трудится или для кого. Если он трудится на кого-то, тут его надо заставлять, а если он трудится на себя и на других людей в обществе, так же, как и люди в обществе работают на него, то он будет работать без давления.
ВОПРОС: Какое значение для расшатывания буржуазной общественно-экономической формации, при которой верхи не смогут управлять по-старому, вы придаете требованию запретить рост базовых тарифов естественных монополий и какие из экономических требований можно обратить в политические?
МА: Понимаете, основа капитализма, это частная собственность на средства производства, вот против него и надо бороться, все остальное уйдет само собой, тогда не будет капитализма. Вы предлагаете бороться со щупальцем осьминога. Еще раз говорю, существует единые политические требования, выработанные трудящимися: это всеобщая политическая стачка, как следствие создания пролетарского единства и появления диктатуры пролетариата, это требование ликвидации буржуазной общественно-экономической формации через ликвидацию буржуазного способа производства. Экономическими требованиями этого не добьешься. Политические требования должны быть направлены на атаку на законодательную систему, это выбивание из рук буржуазии ее инструмента, с помощью которого она эксплуатирует людей и защищают свои власть и собственность. К политическим экономическим требованиям, как я уже говорил, относятся требования снизу, о заключении коллективного договора, не с юридическим лицом, а с холдингом, т.е. с владельцами средств производства, которое он поставил между собой и трудящимися. Юридическое лицо не владеет средствами производства, оно их арендует у холдинга, а трудовой договор заключает юридическое лицо, в результате по закону оно вроде как отвечает, а фактически показывает всем кукиш из кармана. Ну и дальше там, система административного кодекса, система трудового кодекса, надо находить близкие и понятные людям вещи. Поймите меня правильно, политические требования должны ставится во главу угла, но и от экономических требований тоже не стоит отказываться, но только в совокупности с политическими требованиями. Если вы будете говорить людям, что ваши экономические требования, это ерунда, они вас просто не поймут. Обязательно нужно объяснить, что они сейчас не осуществимы из-за постоянного роста цен, чтобы, не отказываясь от экономических, совместно выдвигать политические требования.
ВОПРОС: Как относиться к их утверждениям, что вы, внизу, не все знаете в политике и в экономике, как в науке, поэтому политические требования выдвигать не можем?
МА: А с чего они взяли, что не знаем? Наверху хорошо знают, как нас грабить. Экономика – это вообще не наука, это рациональное ведение хозяйства, это соотношение между доходами и расходами, это доступно и понятно каждому человеку, мы все, по сути, экономисты. Вот политэкономия, это наука, потому что она исследует взаимоотношения между производительными силами и производственными отношениями, определяет способ производства, соответственно дает определенные рекомендации по этому вопросу. Мы можем и будем выдвигать эти требования и на этом деле будем организовывать пролетарскую солидарность и диктатуру пролетариата.
На следующем занятии изучим этапы капитализма и меняются ли главные экономические задачи капитализма, в зависимости от этапов, закон капитализма. Думаю что вам стоит прочитать в 1 томе капитала, как Маркс определяет капитализм в то время, в котором он жил, о капитализме свободной конкуренции. Напомнить себе работу Ленина Империализм, как высшая стадия капитализма и оценить какой период мы сейчас переживаем.

М.А.Соркин 2019г.

comments powered by HyperComments