Учёба 11.10.2019 г. 1 часть

98


Марк Анатольевич
— Вопрос первый. Что о социализме и капитализме говорил Владимир Соловьёв во вступлении к передаче?
Григорий
— Марк Анатольевич, разрешите ответить?
Марк Анатольевич
— Пожалуйста, Гриша
Григорий
— Дональд Трамп сражается с призраком социализма у себя в США. Он в качестве социализма привёл пример Венесуэллы и говорит, что если сейчас США пойдёт по пути социализма, то у нас будет так же, как в Венесуэлле.
Марк Анатольевич
— А почему это Трамп говорит?
Григорий
— Потому что в США всё больше начинают набирать популярность социалистические идеи.
Марк Анатольевич
— Я прошу не общими фразами. Есть конкретная ситуация, почему он это говорит.
Григорий
— Потому что то, что происходит в США сейчас, у них долг большой и ему надо…
Марк Анатольевич
— Я ещё раз спрашиваю: есть конкретная ситуация почему он это говорит. Почему? Какова эта конкретная ситуация?
Григорий
— Кризисная ситуация в США нарастает.
Марк Анатольевич
— Кто готов ответить?
Голос
— Потому что 44% молодёжи у них голосует за социализм.
Марк Анатольевич
— Точнее можно? Вы в правильном направлении мыслите. Почему 44% голосуют? Кто олицетворяет в Штатах эту идею?
Сретенка
— Потому что обучение платное, молодёжь требует бесплатного образования, а это означает для них социализм.
Юрий
— Нет, не об этом речь. дело в том, что за это направление развития, которое критикует Трамп, выступают его политические оппоненты.
Марк Анатольевич
— Правильно. То есть, если уходит с выборов Байден, выдвигается либо Элизабет Уоррен, либо Сандерс, а они ярые представители… не социализма, потому что они… ну, вот об этом мы сейчас и говорим: они заявляют о необходимости бесплатного образования для всех, они говорят о необходимости бесплатного здравоохранения для всех, они говорят о снижении стоимости потребления и так далее, и тому подобное. Отсюда вопрос: является ли это социализмом? Что по этому поводу говорил Иосиф Виссарионович в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР»? Кто помнит? Итак, Иосиф Виссарионович в своей работе говорит, что буржуазный мир выискивает разные прикрытия для сохранения капитализма, объявляя это даже социализмом, только для того, чтобы сохранить буржуазный строй. Отсюда вопрос: почему высказывание Сандерса и Элизабет Уоррен является попыткой сохранить буржуазный строй? Вот проецируя работу Сталина на эту ситуацию. Почему? Кто скажет?
Голос
— Потому что они предлагают отдельные шаги, но не предлагают изменять полностью систему.
Марк Анатольевич
— А в чём, по-вашему, изменение системы?
Павел
— В наличии главного экономического закона социализма?
Голос
— Отсутствие частной собственности.
Марк Анатольевич
— Правильно. То есть, они не предлагают менять экономический базис. Они предлагают изменить надстройку. Экономический базис остаётся «частная собственность на средства производства». Понимаете? Вот что выдаётся американскими деятелями Сандерсом и Уоррен за социализм, вот что выбрал в качестве мишени Дональд Трамп. Ясно сегодня, что Америка, воспитанная в течении примерно двухсот пятидесяти лет как буржуазная страна, собственно говоря, если мы так с вами разберёмся — это самая старая буржуазная страна мира, американцы. 1763 год, ещё в Европе везде феодализм, по сути дела; даже в Англии, даже Нидерланды находятся под конституционной монархией, хотя у них, вроде бы, прошли буржуазные революции, и если в Европе буржуазно-экономическая формация периодически подвергалась соответствующей реставрации, то в Америке она не подвергалась никогда. Таким образом, население Соединённых Штатов вместе с молоком матери получило понятие о том, что капитализм — это лучшая из форм. Теперь давайте, после этого, как мы с этим делом разобрались, давайте мы перейдём к самой нашей передаче.
Скажите, пожалуйста, что по поводу социализма говорил Николай Злобин в этой передаче? По поводу капитализма и социализма. Я напомню также, что Соловьёв заявил одну очень интересную фразу: «Никто не может дать определения, что такое капитализм и что такое социализм». Помните в передаче? Помните? Скажите мне, пожалуйста, кто может дать мне определение, что такое капитализм?
Григорий
— Где экономическим законом служит получение прибыли в максимально короткий срок и обязательно базируется на частной собственности на средства производства.
Марк Анатольевич
— Вот это главное. Значит, дело в том, что, по сути дела, закон о максимальной прибыли не есть свойство капитализма: это свойство всех предшествующих экономических формаций, просто при капитализме это наиболее заострено. А вот то, что экономическим базисом капитализма является частная собственность на средства производства и наличие эксплуатации человека человеком, вот это главное. Итак, капитализм есть общественно-экономическая формация, которая базируется на частной собственности на средства производства и наличии эксплуатации человека человеком. Запомнили? Кто готов повторить?
Григорий
— Я готов. Капитализм — это общественно-экономическая формация, в которой базисом является частная собственность на средства производства и на наличие эксплуатации человека человеком.
Марк Анатольевич
— Прошу это записать для себя где-нибудь. Запишите в тетрадочку. Капитализм — это общественно-экономическая формация, экономическим базисом которой служить частная собственность на средства производства и наличие эксплуатации человека человеком. Запишите, пожалуйста. Запомните — это основной из главных постулатов марксизма-ленинизма. Итак, что такое социализм? Кто готов дать определение социализму?
Голос
— Давайте я попробую.
Марк Анатольевич
— Пожалуйста
Голос
— Ну, опять же, это… я не знаю — полноценно можно назвать это общественно-экономической формацией или…
Марк Анатольевич
— А теперь послушайте меня, чтобы не повторять. Социализм — это переходный период между капитализмом и коммунизмом, экономическим базисом которого служит общенародная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации человека человеком. То есть, базис коммунистического общества, коммунистической общественно-экономической формации. Итак, запишите себе. Социализм — это переходный период между капитализмом и коммунизмом, экономическим базисом которого служит коммунистический способ производства, то есть общенародная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации человека человеком. Прошу записать.
Григорий
— Ещё раз, Марк Анатольевич
Марк Анатольевич
— Социализм есть переходный период между капиталистической и коммунистической общественной формациями, экономическим базисом которой служит коммунистический способ производства, то есть общенародная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации человека человеком. Записали, товарищи? Теперь давайте разберём следующий вопрос, ведь все предыдущие общественно экономические формации зарождались в предыдущих общественно-экономических формациях. Рабовладельческое общество зарождалось в первобытно-общинном строе, феодальное общество зарождалось в рабовладельческом строе, буржуазное общество зарождалось в феодальном строе. А почему здесь потребовался переходный период. Кто готов ответить?
Григорий
— Я готов.
Марк Анатольевич
— Давай.
Григорий
— Потому что эксплуататоры не хотели терять своей собственности, своего влияния…
Марк Анатольевич
— Понятно. Кто готов? У кого ещё ответ? У кого есть ещё мнения? Павел, у Вас есть на этот счёт своё мнение?
Голос
— Ну, в предыдущих формациях менялся собственник, здесь же собственник, по сути, пропадает.
Марк Анатольевич
— А здесь меняется форма собственности. Правильно. Вот это и есть правильный ответ. Поскольку все предыдущие общественно-экономические формации меняли собственника, а коммунистическая общественно-экономическая формация меняет форму собственности, то есть коммунизм не мог зародиться в предшествующей буржуазно-экономической формации, поэтому необходим переходный период. И вот давайте мы рассмотрим, тут есть переходный период, есть социализм. У него есть базис экономический — общенародная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации человека человеком. Казалось бы, можно провозгласить и дальше, как говорится, заниматься… можно сразу было бы провозгласить, казалось бы, коммунизм и всё в порядке. А почему нельзя сразу провозгласить коммунизм, что этому препятствует?
Юрий
— Отсутствие базы.
Марк Анатольевич
— Нет, база устанавливается сразу — она устанавливается за один день: национализация и всё. А что препятствует?
Голос
— Ну, тут Юрий Алексеевич до этого написал вот, что нужно воспитать нового человека, то есть взгляды человека ещё не полностью перестроились.
Марк Анатольевич
— Давайте внимательно запишем. Социализм потому переходный период, что в нём присутствуют черты как коммунистической формации, так и капиталистической, и даже более старых: с одной стороны — общенародная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации человека человеком, с другой стороны — наличие товарно-денежных отношений, наличие классов, наличие противоречий. В социалистическом обществе присутствуют как минимум два класса: класс пролетариата, то есть те люди, которые работают на общенародных средствах производства и продукция труда которых поступает в общенародные фонды потребления, и есть класс мелкой буржуазии, крестьянство, который работает на собственных средствах производства и который заинтересован в получении прибыли. Невозможно сразу уничтожить класс крестьян, невозможно: его нужно перевести в класс людей, которые работают на общенародных средствах производства и чья продукция поступает в общенародные фонды потребления, ведь советская власть покупала сельскохозяйственную продукцию обязательными гос… (### ~34:37 не слышно) … по твёрдым государственным ценам. Ведь советское государство покупало у крестьян их продукцию по твёрдым государственным ценам. Даже по обязательным госпоставкам уже колхозы тоже получали оплату в твёрдой государственной цене. Они остаток могли реализовать либо через кооперативную торговлю, либо через торговлю по колхозным, то есть заинтересованы были в получении прибыли. И вот этот период, пока частное единоличное крестьянское хозяйство, мелкое хозяйство, малорентабельное, через создание коллективных хозяйств придёт к работе на общенародные фонды потребления, то есть уравняется и в правах и в обязанностях с городскими трудящимся, до тех пор будет идти переходный период. Не случайно говорится о наличии противоречий между городом и деревней. Вот это есть главное противоречие. Запомнили, товарищи? Запишите. Главное противоречие между городом и деревней то, что городские трудящиеся работают на общенародных средствах производства и их продукция поступает в общенародные фонды потребления, крестьянин же или объединение крестьян под видом коллективного хозяйства (то есть, колхоз) работает на собственных средствах производствах и реализует свою продукцию с целью получения максимально возможной прибыли. Это главное противоречие.
Итак, мы разобрались с тем, что присутствуют в социализме тенденции как коммунистического общества, так и остатки тенденций прошлых лет. Что необходимо, чтобы вот эти тенденции не приобрели решающей силы и не вернули социализм в капитализм? Что необходимо?
Павел
— Диктатура пролетариата в первую очередь.
Марк Анатольевич
— Абсолютно точно. В своё время Маркс в своей критике Готской программы писал, что между капитализмом и научным социализмом (коммунизмом) лежит известный период революционной диктатуры пролетариата. Итак, для того, чтобы подавлять капиталистические тенденции и поддерживать и развивать тенденции коммунистические нужна диктатура пролетариата. Отсюда переходим к вопросу: что такое пролетариат? Помните, как Соловьёв в этой передаче сказал? Пролетариат начала прошлого века, это совсем не то, что нынешний пролетариат. Давайте попробуем определить, что такое пролетариат?
Анжелика
— Можно поставить пролетариат и затем наёмных работников, затем их сравнивая. Пролетариат — это которые осознали, как Марк Анатольевич говорит, а наёмные работники — это которые остались наёмными работниками.
Павел
— Мне кажется, надо полное определение дать.
Анжелика
— … которые осознали своё цель, знают как бороться…
Павел
— Не-не-не, самое первое — это они не имеют средств производства в собственности. Раз.
Анжелика
— Наёмные работники тоже не имеют.
Павел
— И те, и те. Правильно.
Анжелика
— Не-не-не, тут не про средства производства: это и так понятно, изначально.
Марк Анатольевич
— Кстати, товарищи, я прошу вас вспомнить ещё одно высказывание в этой передаче, как выразился там этот бывший советник, член совета федерации, а ныне преуспевающий фермер — Евгений… Помните, он сказал: «Я против диктатуры пролетариата «взять всё — поделить!»». Скажите пожалуйста, является ли задачей пролетариата «взять и всё поделить»? Понимаете, в какой обман нас втягивают? Итак, возвращаемся к определению, что такое пролетариат?
Юрий
— Это политический класс из наёмных работников, осознавших свои политические цели и задачи как класса.
Марк Анатольевич
— Понимаешь, это хорошо, но этого не достаточно. Итак, давайте посмотрим, что об этом говорил Маркс. «Пролетариат — это наёмный работник, не имеющий в собственности средств производства и который на рынке труда может предложить только своё рабочее время или свои рабочие руки, или свой труд — это не принципиально. Достаточна эта формула на сегодняшний день?
Юрий
— Нет.
Анжелика
— Нет.
Марк Анатольевич
— Правильно, потому что необходимо, кроме всего, кроме этих условий, ещё необходимо и осознание человеком своего места в этом мире, необходимо, чтобы он разобрался в своих целях и задачах, и вступил в политическую борьбу за достижение этих целей и задач, причём эта политическая борьба продолжается как во времена буржуазии, так и в момент построения коммунистического общества, то есть диктатура пролетариата как раз и осуществляет эти политические задачи, классовые задачи, которые являются объективно необходимыми для подавляющего количества населения, даже если они пролетариатом не являются. Теперь понимаете, почему Маркс и Энгельс в своём коммунистическом манифесте записали, что пролетариат вербует своих сторонников среди всех слоёв населения?
Павел
— Параметр осознанности, да.
Марк Анатольевич
— Понимаете, в чём дело? Теперь давайте вернёмся к ещё одной особенности, что касается пролетариата. Имеет ли значение для пролетария, какой он профессии?
Анжелика
— Ничего не имеет значения, кроме осознанности: что человек понял — кто он и что он, и как бороться, и что НАДО бороться.
Марк Анатольевич
— Правильно. Поэтому мы и переходим к тем вещам, о которых говорил там господин Хазин. Итак, кто помнит высказывание Хазина на этой передаче?
Павел
— Он дал определение от лица американцев, что они понимают под социализмом. По мнению американцев, социализм — это государственное перераспределение налогов.
Марк Анатольевич
— Нет, Хазин сказал, что социализм — это более правильная форма распределения. Кстати, об этом, если вы помните, постоянно говорит Юлин, правда?
Анжелика
— Ну, Хазин сказал, что это не он так считает, а с точки зрения американцев, американского общества.
Марк Анатольевич
— Он там и сказал, что социализм — это общественная собственность на средства производства, но он не раскрыл понятия социализма, и в своей книге, если вы помните, и у нас на выступлении, он ведь говорил о равнозначности проектов капитализма и «красного» проекта; что это просто равнозначные проекты и человечество должно, как говорится, что-то соединить и оттуда и отсюда. Отсюда вопрос, можно соединить каким-то образом, то есть то, что называется модным словом «конвергенция», социализм и капитализм?
Анжелика
— Конечно же нет.
Марк Анатольевич
— И второе, что там было, помните? Ведь они все говорили о социализме, как о некоей общественно-экономической формации. Например, высказывание Шахназарова, помните?
Павел
— Они отделили его от первой фазы коммунизма?
Марк Анатольевич
— Ну, это вообще по их мнению общественно-экономическая формация отдельная! Является ли коммунизм отдельной общественно-экономической формацией?
Павел
— Ну, коммунизм — да.
Марк Анатольевич
— Нет. А социализм?
Павел
— Ну, нет.
Марк Анатольевич
— Нет. То есть, вот здесь та же самая попытка, товарищи. Я хочу, чтобы вы записали именно это: «Социализм не является отдельно взятой общественно-экономической формацией или частью какой-либо формации, он — переходный период. Для того, чтобы социализм на базе коммунистического способа производства перешёл в коммунизм, что необходимо?
Павел
— Три положения, которые в Вашей работе записаны.
Марк Анатольевич
— Это не три положения, это триединая задача.
Павел
— Да.
Марк Анатольевич
— Прошу изложить.
Голос
— Построение базиса экономического, определение направления научного прогресса и воспитание нового человека.
Марк Анатольевич
— Вот воспитание нового человека — это самая важная часть. Именно новый человек по мере своего поступления будет развивать научно-технический прогресс, который даёт и обеспечивает развитие человечеству, а не вредит ему, и на базе этого построение материально-технической базы коммунистического общества. Понимаете? Вот именно новый человек… а что такое воспитание нового человека? Что мы должны получить в результате? Итак, каков категорический императив, который мы должны воспитать у человека?
Григорий
— Я могу ответить. Человек, который ставит общественные интересы превыше, чем свои личные.
Марк Анатольевич
— Правильно. То есть, категорический императив «общественное благо выше личного интереса». Итак, возвращаемся. Мы с вами сформулировали что такое социализм: переходный период, базирующийся на коммунистическом способе производства, характеризующийся диктатурой пролетариата, который решает триединую задачу: воспитание нового человека, определение направления научно-технического прогресса и на базе первых двух построение материально-технической базы коммунистического общества. Прошу это записать.
Павел
— А правильно понимать, что вот эта троица без одного хоть пункта тенденция будет не реализована?
Марк Анатольевич
— Совершенно верно! Совершенно верно. Мы можем воспитать кого угодно, но если мы погубим Землю, то для кого тогда это делается?
Анжелика
— А Вы несколько минут назад сказали, что самое главное, это воспитание нового человека?
Марк Анатольевич
— Безусловно. Дело в том, что это триединая задача, Анжелика. Одно без другого не будет. В ней есть главный компонент — это воспитание нового человека, но воспитание нового человека это не просто самоцель: это часть триединой задачи, и вот этот новый человек должен определить направление научно-технического прогресса, который не вредит, с одной стороны, природе, а с другой стороны, даёт всестороннее развитие человеку и на базе этих первых двух — то есть новый человек работает на интересы общества, он выбирает направление научно-технического прогресса и соответственно, исходя из этих первых двух, стоит стратегическая задача о материально-технической базе коммунистического общества. Понятно, Анжелика?
Анжелика
— Понятно что всё вместе должно быть: по-одному никак.
Марк Анатольевич
— Совершенно верно. Понятно, для чего нужна диктатура пролетариата в этот момент?
Анжелика
— Да.
Марк Анатольевич
— Понятно. Теперь давайте мы оценим XX съезд КПСС в 1961 году порекомендовал отменить название «государство диктатуры пролетариата» и заменил его понятием «общенародного государства». Давайте попробуем оценить с точки зрения высказываний Иосифа Виссарионовича, его письма товарищу Григоренко и товарищу Исанину и Енжо, что сделал Никита Сергеевич?
Анжелика
— Подменил понятия «народ» и «диктатура».
Марк Анатольевич
— Это метод.
Юрий
— Он убрал основу советской власти.
Марк Анатольевич
— Правильно. Именно так. Он убрал основу социализма, как переходного периода к коммунизму. Именно это дало возможность развернуть этот переходный период назад в капитализм. Перед этим Никита Сергеевич передал средства производства классу крестьянства, крупные средства производства и ликвидировал целенаправленно структурное управление государством, упразднил министерства, создал совнарком, то есть произвёл децентрализацию экономики нашей страны. Таким образом, как можно назвать это одним словом?
Анжелика
— Предательство.
Марк Анатольевич
— Совершенно правильно, Анжелика. Абсолютно верно. Итак, возвращаемся снова к этой передаче. Что по этому вопросу сказал там Кедми?
Павел
— Он говорит: «Вы отвернулись от своих корней, своего прошлого».

1 часть
2 часть http://ledokol.org/2020/01/06/uchyoba-11-10-2019-g-2-chast.html

comments powered by HyperComments