Биография В.И. Ленина. (И.В. Пыхалов) 1 часть — текст

39

08.06.2019г. прямой эфир.

Ведущая
— Привет, товарищ! В Эфире информагентство «Ледокол». Сегодня мы начинаем серию передач о жизни самых ярких деятелей становления и развития советской эпохи. Всё чаще и чаще мы слышим про заговоры евреев, про немецкие деньги и прочее, прочее. А значит, первым чью жизнь и деятельность мы рассмотрим в деталях будет Владимир Ильич Ленин. Начнём мы, разумеется с самого начала и сегодня нам разобраться во всех перипетиях поможет Игорь Васильевич Пыхалов. Здравствуйте, Игорь Васильевич.
Игорь Васильевич
— Здравствуйте. Ну с чего я могу начать? Действительно, фигура Ленина, она можно сказать является одной из ключевых фигур в истории не только нашей страны, но в общем-то и международного, как сейчас выражаются, коммунистического движения. Собственно его деятельность повлияла на судьбы всего мира. Конечно, сейчас у нас в общественном сознании и особенно в сознании коммунистов, и людей, так скажем левых убеждений, в общем-то, получается так, что Иосиф Виссарионович Сталин он как бы более популярен. Но это видимо связано с тем, что у нас именно во времена той же самой перестройки и во время девяностых годов, именно на Сталины были вылиты ушаты помоев, поэтому собственно была такая ответная реакция. Но тем не менее, Владимир Ильич Ленин тоже пользуется популярностью и вполне заслуженно. И поэтому не удивительно, что наши враги, то есть, те, кто хочет чтобы нынешняя Россия оставалась государством социальной несправедливости, Ленина ненавидят, Ленина боятся и естественно, пытаются вылить на него ушаты помоев, начиная от рождения и до смерти: то есть — облить помоями всю его биографию. На самом деле, если посмотреть объективно, то есть с одной стороны, не впадая в какой-то степени может быть, идеализированные рассказы о детстве Ленина, которые у нас давали детям в советское время.
Действительно Ленин (точнее — тогда он был ещё Володя Ульянов) в общем-то, действительно в детстве был талантливым ребёнком. То есть родившись в многодетной семье (его отец был инспектором народных училищ Симбирской губернии) он вполне успешно учился в гимназии, то есть он был первым учеником по успеваемости и казалось бы его биография вполне будет благополучной, то есть — он сделает карьеру в той самой «замечательной России, которую мы потеряли», потому что к моменту, когда Володя Ульянов стал старшеклассником, то его отец дослужился до чина статского действительного советника. Это по табелю о рангах соответствовало генерал-майору и давало потомственное дворянство. Причём, по специальному прошению, Владимиру Ульянову тоже дворянство присвоили. То есть, можно сказать он по сословному положению оказался причисленным к той самой элите «России, которую мы потеряли».
Но дальше что получается? Во-первых, получается, что хотя вроде бы, такая семья благополучная должна относиться к существующему режиму лояльно. Тем не менее, старший брат Владимира Ульянова, Александр вступил в подпольную организацию, которая готовила покушение на Александра-III, был арестован и вскоре казнён. Это произошло весной 1887 года. Как раз в это время Владимир Ульянов заканчивал гимназию. То есть, ему нужно было сдавать выпускные экзамены и практически, там получилось одновременно, что вот он сдаёт экзамены в гимназии, а его брата в это время повесили вместе с другими осуждёнными по этому делу о покушении на Александра-III. Сыграло ли это событие, скажем так, роль в его мировоззрении? Ну, безусловно сыграло. Потому что здесь, действительно до этого момента Володя Ульянов политикой, вроде как не интересовался. По крайней мере, у нас нет сведений, которые говорили бы об обратном. Но после того, как оказалось, что его брат участвовал в подпольной борьбе и был за это казнён, то естественно, что и воззрения младшего брата, Володи Ульянова, в общем-то, видимо изменились. И скорее всего, именно благодаря этому уже через полгода, когда Владимир Ульянов стал студентом Казанского университета, он принял там активное участие в студенческих беспорядках, за что был исключён из университета и сослан в деревню Кокушкино.
(6:10) Ведущая
— Игорь Васильевич, а вот говорят о том, что когда казнили его брата, он говорил, что: «А мы пойдём другим путём». То есть, Вы говорите, что к тому времени он не увлекался политикой, как таковой?
(6:23) Игорь Васильевич
— Ну, практически, как я понимаю — это скорее всего, то что называется, легенда. Потому что, опять же до момента участия в этих студенческих беспорядках мы о политической деятельности Володи Ульянова не знаем. Опять же, в первые месяцы, когда успел он проучиться до декабря месяца (если я не ошибаюсь), то есть четыре месяца он был студентом, он вроде бы, участвовал в одном из студенческих кружков. Но опять же, там скорее всего, кружок был народнический. То есть на тот момент взгляды Владимира Ульянова были ещё такие вполне, в общем-то не сформировавшиеся и неопределённые. То есть, он уже отрицательно относился к существующему строю и вероятно он готов был участвовать в борьбе, против этого строя. Причём здесь это было связано не только с личными обидами, ведь эти все студенческие беспорядки, из-за которых Ульянов был вынужден прервать своё обучение, были связаны с принятием вот этого знаменитого циркуляра о «кухаркиных детях», принятого при Александре-III, когда практически для очень многих выходцев из низших сословий таким образом затруднялась или даже отрезалась возможность получить образование. То есть, здесь таким образом, в общем-то он выступал с позиций не эгоистических, а именно с позиций защиты людей униженных и угнетённых. По поводу, опять же «другим путём», здесь понимаете какая ситуация, на тот момент, уже стало понятно, что вот эта тактика индивидуального террора, которая была принята народовольцами себя исчерпала. То есть, таким образом, действительно, самодержавие не свергнуть. Поэтому тут, в общем-то, ему не лично такая в голову идея пришла, что надо по-другому действовать, это выражаясь современным языком, был уже такой «мейн-стрим» в тогдашнем антиправительственном движении. И даже вот те же самые народники, там в общем-то в тот момент уже их террористическое крыло было разгромлено, а существовало легальное народничество, которое выступало за то, чтобы путём умеренного прогресса постепенно добиться нужных перемен. И опять же, здесь что надо сказать, что вот в эти последующие годы, после того как Ульянов был исключён из университета, сослан…
(9:03) Ведущая
— А это сколько ему лет было?
Игорь Васильевич
— Ну, практически… Он родился в апреле 1870 года, соответственно, его арестовали в декабре 1887. То есть даже восемнадцати лет не было на тот момент. Ну, чуть младше восемнадцати. После этого он, в течении практически года, находился в ссылке, в деревне Кокушкино. Потом соответственно, получил разрешение вернуться в Казань, но там уже, возможности восстановиться в университете ему не дали, то есть он неоднократно обращался с ходатайствами о том, чтобы ему разрешили вновь поступить в университет, но всякий раз на это следовал отказ. В итоге, это всё кончилось тем, что всё-таки через несколько лет, видимо власти решили, так скажем, смилостивиться и в 1891 году позволили Ульянову сдать экзамены за университетский курс экстерном. Он сдавал их в Петербурге, в Петербургском университете. Но надо сказать, что вообще говоря — это конечно было довольно сложно, их сдать. Но это было не исключительно: довольно многие молодые люди в то время, в общем-то, получали образование вот таким образом, то есть экстерном сдавали за курс гимназии или даже за курс университета. И например, вот тот же самый, знаменитый Крыленко, который был первым советским главкомом (прапорщик Крыленко) он имел даже два высших образования. То есть, он таким образом, дважды сдавал экстерном университетский курс. Но, тем не менее, получается что вплоть до 1891 года, то есть, до того момента, как Ленин, тогда ещё Ульянов, получил таким образом высшее образование, он практически, в политической жизни не участвует. То есть, да — известно, что он изучал литературу, в том числе он и изучал труды Маркса и Энгельса. Причём, как правило, в подлиннике, потому что на тот момент русских переводов не было или было мало. Есть такая информация, что будучи в Казани, Ленин принимал участие в работе одного из марксистских кружков в течении нескольких месяцев. Но, опять же, там он поскольку был молодым человеком, то, естественно, что он там был не руководителем, а одним из участников. После того, как в 1891 году Ленин сдал экзамены за университетский курс, соответственно получил диплом первой степени, он после этого в течении практически чуть больше года выступал помощником присяжного поверенного, то есть, говоря современным языком — помощником адвоката в Самаре. То есть, он участвовал в ряде уголовных дел. Опять же, вот у нас очень любят вот нынешние обличители ёрничать по поводу того, что якобы, Ульянов все свои дела проиграл, то есть, был бездарным адвокатом. Но на самом деле это не так. Если посмотреть, по документам, по хронике событий, то можем сказать, что в качестве помощника присяжного поверенного Ульянов участвовал в четырнадцати уголовных и в двух гражданских делах. При этом, в большинстве случаев, он добился успеха. То есть, в пяти случаях его подзащитные были оправданы, в восьми случаях он добился смягчения наказания. То есть, как адвокат он был вполне успешен. Причём, очень символично, может быть, для наших нынешних «православствующих», что первое уголовное дело, в котором Ульянов выступал в качестве адвоката, это было дело, в котором обвинялся один из крестьян в том, что он будучи пьяным, матерно обругал икону Пресвятой Богородицы. И соответственно, по тогдашним законам, которые были, как мы знаем, «очень гуманные», за это дело ему грозил срок до пятнадцати лет лишения свободы. Поскольку именно тогда в Российской Империи было очень своеобразное законодательство, то есть, многие такие уголовные преступления, как, убийство, кража, в общем-то, карались достаточно мягко, а вот скажем, хула на царскую фамилию или богохульство карались очень строго. И вот тогда Ульянову удалось доказать, что подзащитный ничего такого не имел в виду, просто был пьян, в общем-то и фактически ему, действительно удалось отделаться таким, в общем-то, лёгким наказанием, как за хулиганство. В какой-то степени это действительно, символично.
Но тем не менее, опять же, что получается… Получалось, что по своему образованию, по своим личным качествам, Ульянов вполне мог бы сделать карьеру преуспевающего адвоката. Потому что, действительно, его профессиональная деятельность была успешной. Но, тем не менее, его это, видимо, не интересовало. То есть, он решил именно посвятить себя (ну, тут я, так сказать, использую такое затёртое выражение как «борьбе за народное дело», но это действительно так). То есть, надо понимать, что те люди, которые в то время боролись с царизмом, то есть, те же самые народовольцы и те же самые социал-демократы будущие, они зачастую сами происходили из семей благополучных, из семей обеспеченных и казалось бы, ничто их не заставляло вот так ломать себе карьеру, подвергать себя всяким лишениям. Их и сажали и ссылали. Но, тем не менее, люди уже реально считали, что так жить, как они живут в царской России, в этой стране социального расизма, где большая часть населения считается каким-то быдлом, что так жить нельзя и нужно действительно, что-то менять. Таким образом вот уже где-то с весны 1893 года вокруг Ленина в Самаре складывается кружок марксистов. Но дальше в конце года Ленин переезжает в Петербург. Там он зачисляется помощником присяжного поверенного опять же, но уже в Петербурге Ленин профессионально деятельности не ведёт, а начинает свою деятельность, как уже профессиональный революционер. При чём, здесь опять действительно правильно говорят о том, что «мы пойдём другим путём». То есть, такую фразу Володя Ульянов может быть и не произносил, но действительно он пошёл путём другим. То есть, он исходил из того, что первично. То есть, для начала нужно заняться не тем, чтобы добывать оружие и делать бомбы, а начать вести агитацию, пропаганду. Причём, на уровне работы в виде листовок и работая теоретически. Ведь дело в том что, то же самое народничество, хотя его радикальное крыло было разгромлено, но тем не менее, народники легальные по-прежнему имели достаточно большой авторитет, но при этом, фактически, они выступали уже за постепенную и медленную эволюцию. Кроме того, они считали, что России предстоит какой-то особый путь, то есть, что можно избежать построения капитализма в России, а вот сразу от русской общины перейти к какому-то социализму. И в тот момент, то есть вот в эти годы, в середине 90х, Ленин написал несколько работ в которых он подвергал их критике. И выступал в них уже с марксистских позиций. Особенно здесь важную роль в жизни Ленина сыграла его поездка за границу, которая у него состоялась в 1894 году, точнее в начале 1895го. Когда он был за границей, он там встречался с Плехановым, который, как известно, у нас был фактически, таким негласным лидером марксистов. Но при этом надо сказать, что действительно, тут надо просто понимать что Плеханов в те времена действительно очень многое сделал для реальной пропаганды марксизма в той же самой рабочей среде и в среде революционной интеллигенции. То есть, это уже позже их пути с Лениным разошлись, то есть в начале двадцатого века, а тогда он, несомненно, был для него авторитетом. И вот уже после возвращения из этой заграничной поездки, уже где-то в середине 1895 года, Ульянов вместе с рядом своих единомышленников, создаёт в Петербурге вот тот знаменитый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который объединил уже существовавшие на тот момент марксистские кружки, которые были в Петербурге. Кстати говоря, что одним из так скажем, лидеров этого «Союза», наряду с Ульяновым был Мартов, настоящая фамилия Цибербаум, который в последствии стал одним из лидеров партии меньшевиков.
(20:48) Ведущая
— Игорь Васильевич, а вот на этот период времени ему же как-то удалось самому объединить все эти марксистские кружки? То есть, уже какие-то произведения были достаточно популярными для того, чтобы за ним люди пошли? Расскажите — что уже конкретно к этому времени он написал? На что опираться примерно? И возраст сюда же.
Игорь Васильевич
— Ну опять же, по возрасту как получается, что он 1870 года рождения, то есть на момент создания вот этого «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» ему было фактически ровно 25 лет. Но, что тут надо понимать: что в те времена люди и взрослели быстрее особенно те, кто шли в революционное движение, это были в основном люди молодые. То есть, поэтому здесь особых комплексов по поводу того, что «молодой слишком» тут не было. А своего именно такого, можно сказать, положения лидирующего Ульянов добился именно за счёт того, что накануне того он написал ряд теоретических работ, в которых он разбирал взгляды народников и соответственно подвергал их критике. То есть это, во-первых, был разбор книги Постинкова, посвящённой крестьянскому хозяйству, называлась «Новое хозяйственное движение в крестьянской жизни». Также, он развивал положение Маркса применительно к России (но это уже было в другой работе, по поводу так называемого «вопроса о рынках»). Но самая такая известная и ключевая работа вот этого раннего этапа деятельности Ленина, это естественно «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Под «друзьями народа» здесь имелись в виду те самые либеральные легальные народники, которые к тому времени мало того, что вели легальную деятельность, в рамках «умеренного прогресса», в рамках законности, но и при этом они постоянно выступали с критикой марксистских взглядов, поскольку считали, что марксизм — не приемлем для нашей страны. И соответственно, вот в этой работе — Ленин, действительно впервые из наших российских авторов поставил вопрос о том, что нам необходимо создавать именно марксистскую рабочую партию. То есть, в качестве революционного класса он рассматривал не крестьянство, а именно рабочий класс. Что, в общем-то, с одной стороны казалось, действительно как-то нелепым, потому что у нас страна тогда была аграрная, то есть у нас в деревне жило примерно 85% населения и казалось бы, нужно работать именно с крестьянами, как это предлагали народники, но именно практически оказалось, что если исходить из марксистских взглядов, которые в данном случае оказались верными, что именно рабочий класс впоследствии выступил, как ведущая сила социалистической революции.
Кроме этого, Ленин написал и другую работу, в которой уже подвергал критике и легальных марксистов. Это значит экономическое содержание народничества и критика книги Струве. Струве был как раз представителем легального марксизма, то есть, когда бралось учение Маркса, но из него делалось нечто, что вполне не выходило за рамок законности, то есть как бы, умеренный прогресс и ни в коем случае не посягать на устои государства. Таким образом, именно благодаря вот этим публикациям, благодаря этим работам, Ленин и приобрёл тот авторитет, который позволил ему вместе со своими единомышленниками создать вот этот «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Но, тут не надо преувеличивать роль этой организации — это была пока что ещё, что называется, «кружковщина», то есть это фактически затрагивало десятки, ну может быть сотни людей. То есть, это во-первых, сами члены этих кружков, которые фактически повышали свой образовательный и идейно-теоретический уровень. Ну также, естественно, что они работали с сочувствующими, из рабочей среды. Но пока что, это ещё была не та организация, которая бы могла свергнуть самодержавие, но тем не менее, естественно, что (### 26:06) как ему и положено, народному государству, которое хочет себя защищать (###), выражаясь современным языком, правоохранительные органы Российской Империи обратили внимание на эту деятельность и буквально, через несколько месяцев такой работы, «Союз борьбы» был разгромлен, а его участники арестованы, в том числе и Ленин.
(26:30) Ведущая
— Игорь Витальевич, получается был вот этот кружок, который затрагивал десятки, может быть несколько сотен, активных, молодых людей. Вы говорили, что в основном в марксисты в тот период времени шли молодые люди. А что было параллельно в истории России в этот период времени? То есть, в каких условиях они действовали?
Игорь Васильевич
— Дело в том, что тут действительно, на самом деле 90-ые годы XIX века, довольно-таки интересны в нашей истории. Опять же, у нас, почему-то нынешние монархисты, очень любят, как бы, славить последнего царя, Николая II, который по их мнению, не только святой, но и исполнен всяческих там, добродетелей и якобы при нём Россия развивалась семимильными шагами. Но, на самом деле, если мы посмотрим на динамику развития страны, то увидим, что как раз в период царствования Николая II, в общем-то, достаточно неудачен, особенно в XX веке. То есть, там постоянно были то кризис, то революция, а вот девяностые годы XIX века (то есть, это ещё в общем-то окончание царствования Александра III) они как раз, действительно, были периодом максимально быстрого развития российской промышленности, тогда же и железные дороги строились. То есть получается, что действительно в тот момент страна развивалась. Развивалась, что важно промышленность, соответственно рабочий класс становился всё более многочисленным. И кстати говоря, здесь мы опять же можем видеть, какой момент. Обычно кажется, что вся революционная деятельность должна вестись в период кризисов, то есть, когда идёт кризис, упадок, когда соответственно падает уровень жизни. В общем-то это так, всё верно, но готовиться к ней нужно именно в период подъёма. То есть именно в тот момент, когда идёт промышленный подъём, именно тогда вот и нужно пытаться создавать рабочие организации и соответственно, вести подготовительную работу. И вот именно этим данный «Союз» и занимался.
Но что тут надо, всё-таки отметить, то что у нас самодержавие на своих противников реагировало как бы, так сказать, зачастую… Было по-всякому, то есть например, как мы помним, что ту же самую Веру Засулич, которая стреляла в петербургского генерал-губернатора Крепова и её суд оправдал, то есть она вообще смогла избежать наказания и выехала за границу, а с другой стороны к людям, которые вели просто агитацию зачастую могли быть применены такие очень жёсткие меры, но или в данном случае не слишком жёсткие, но тем не менее по итогам деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Ленин, фактически, больше года находился в тюрьме, а потом получил три года ссылки, которую как известно, отбывал в Шушенском, знаменитом. Точнее, село знаменито, потому что туда Ленин был сослан. То есть, государство боролось со своими врагами.
(30:10) Ведущая
— А можно ещё вот этот момент уточнить? Вы говорили, что в этот момент, как раз экономика была на подъёме. При этом, точно так же создался вот этот «Союз» и была какая-то приподнятость, активность в коммунистическом движении. Как так совпало и что конкретно не устраивало этих молодых людей? Почему они решились на какие-то, достаточно кардинальные действия, решения и шаги?
Игорь Васильевич
— Ну, если уж говорить что их не устраивало, то тут надо просто, может быть, более подробно описать, как выглядела наша страна на тот момент. Потому что, сегодня у нас зачастую представляют вальсы Шуберта и хруст французской булки и так далее, но на самом деле, в общем-то, да — страна развивалась, там конечно, были успехи и в развитии промышленности и в общем-то, там сельское хозяйство как-то понемногу двигалось. Страна была великой державой. Но тем не менее, во-первых, страна была, я бы так сказал, страной торжествующего социального расизма. То есть, в ней жило два народа — это господа и быдло. Господам было жить достаточно вольготно. Хотя в общем-то понятно, что не все дворяне были богатыми, то есть те же самые дворяне и офицеры, особенно в младших офицерских чинах, в общем-то зачастую жили достаточно скромно. Но тем не менее если, например взять скажем, шанс поступить в гимназию, то если брать количество, тех же самых учащихся в гимназии на тысячу человек населения, для дворян, для купцов, для духовенства, то оно в десятки раз превышает такое же количество среди рабочих и в сотни раз превышает количество среди крестьян. То же самое касается и высшего образования. То есть, скажем так, для крестьянского сына шансы получить высшее образование или даже хотя бы среднее гимназическое образование, были в сотни раз меньше, чем для скажем, сына дворянина или сына промышленника, купца. То есть, социальные лифты практически не работали. Потом что более важно, что вот эта основная масса населения, то есть те же самые крестьяне, те же самые рабочие, в общем-то, жили (большинство из них) жило в нищете. Например, у нас на страну регулярно обрушивался массовый голод. Особенно, серьёзным был голод 1891-1892 годов, когда просто реально у нас сотни тысяч людей умерли от голода. Но при этом, что интересно страна была крупнейшим экспортёром хлеба и даже в разгар этого голода хлеб продолжал вывозиться за границу. Опять же, что надо сказать, что помимо вот этого неравенства материального, было неравенство, можно сказать, такое социальное, моральное. То есть, например, того же самого крестьянина могли просто выпороть, причём по решению сельского схода. Естественно, что когда он пытался обращаться к начальству, разговаривал с кем-то из благородных, то это зачастую сопровождалось всяческими унижениями. Впрочем, то же самое касалось и рабочих. То есть там рукоприкладство начальников по отношению к рабочим было совершенно обыденным делом. Кстати говоря, то же самое касалось и армии. А также, очень многие мемуаристы отмечают, что у нас во многих парках, например в Петербурге и некоторых других городах, скажем в том же Севастополе, там могли висеть объявления о том, что «собакам и нижним чинам вход воспрещён». То есть, естественно, что та ситуация, когда подавляющее большинство населения страны рассматривается властями не как люди, не как граждане, а какое-то быдло с которым нужно обращаться, как со скотом, оно для нормальных людей, в том числе для нормальных людей из числа образованного общества было совершенно недопустимым и поэтому эти люди и готовы были бороться с этой системой, причём в общем-то зачастую вот так вот отказываясь от карьеры, можно сказать — ломая себе жизнь. Но, тем не менее, тогда умонастроения в среде тогдашней радикальной молодёжи были, в общем-то, такими.
(35:23) Ведущая
— Давайте подведём, наверное, какие-то итоги, в виде того, что в восемнадцать лет Ленин уже попал в первую ссылку, в двадцать пять он уже написал то, что сегодня мы считаем классикой марксизма-ленинизма и та обстановка, которая была — Вы её достаточно подробно описали. И перейдём, наверное, к вопросам. Вопрос первый: Что привело Ленина к атеизму?
Игорь Васильевич
— Ну, здесь, на самом деле, ситуация не совсем понятная, потому что тут… Понимаете, у нас свидетельств о юности Владимира Ульянова не так уж и много, поэтому определить тот ключевой момент, когда именно он разочаровался в православии и стал атеистом, мы не можем. То есть мы знаем, что до шестнадцати лет он действительно, был верующий. При чём, в общем-то достаточно, даже можно сказать, истово верующий. А уже, через пару лет мы видим, что он таковым быть перестал. Вполне возможно, что именно благодаря общению в студенческом кружке, в котором он состоял в начале учёбы в Казанском университете, это и могло повлиять. Но также возможно, что и в общем-то, сама жизнь, что называется, заставила. Здесь я, кстати говоря, могу привести просто пример своей бабушки, она была 1904 года рождения, то есть конечно, это другое поколение, но тем не менее в школе она начала учиться ещё при царизме. Как она мне рассказывала, что она стала атеисткой благодаря урокам «Закона божьего». То есть, вполне возможно, не исключаю, что поскольку Владимир Ульянов был юношей умным и любознательным, то он в конце-концов мог просто обратить внимание на то, что учение церкви и особенно, поведение её, скажем так, того же самого священства, её иерархов, оно, в общем-то, идёт в разрез с реальной жизнью. То есть возможно, что из-за этого.
(37:55) Ведущая
— Вопрос второй. Игорь Васильевич, Ленина часто упрекают в русофобских высказываниях, часто выдирая фразы из контекста. Это постоянно повторяется в инфополе. Был ли Ленин русофобом или вообще противником русского народа, на что часто пытаются давить «хрустобулкины».
Игорь Васильевич
— Значит безусловно — русофобом он не был. И тут действительно, как правильно, фактически сказано в вопросе, что Ленина пытаются в этом винить именно либо выдирая цитаты из контекста, либо их просто фальсифицируя. Особенно этим отличился ныне покойный Солоухин, который просто именно занимался фальсификацией Ленинских цитат, то есть именно совершенно грубо выдирая их из контекста или даже просто перевирая. То есть, безусловно, Ленин обратился к русскому народу, ну можно сказать, не то что с уважением, а именно за освобождение русского народа, как и других народов нашей страны, в общем-то, он и боролся. Но другое дело, что всё-таки здесь я бы даже сказал, что свою личную точку зрения, что конечно, на мой взгляд, действительно, Ленин несколько перегибал палку, когда он именно акцентировал внимание на том, что «Россия является тюрьмой народов» и при этом там эти народы угнетаются. Здесь в общем-то, как мне кажется, он действительно, несколько выступал уже не объективно, потому что — да, действительно, Россия была можно сказать тюрьмой, но эта тюрьма была не национальной, а, в первую очередь социальной. И в общем-то, те же самые рабочие и крестьяне разных национальностей, они угнетались примерно одинаково. Но с другой стороны, надо опять же понимать, что исходя из логики революционной борьбы, наверное хотели привлечь также и национальные движения к задачам свержения царизма. И по крайней мере, опять же, вот тут я, может быть, немного забегу вперёд, когда вот даже, например, наш президент говорит, что якобы, Ленин «заложил бомбу» под нашу страну, которая «потом взорвалась, через семьдесят лет». Но он на самом деле, в общем-то, не бомбу заложил, а наоборот, именно благодаря Ленину, благодаря политике большевиков у нас удалось тогда, во время революции, сохранить единую страну, то есть собрать вот эти все многонациональные области в единое целое. Мне кажется так.
(40:33) Ведущая
— Следующий вопрос. Какие финансовые средства были у семьи Ульяновых после смерти Ильи Дмитриевича? И на какие деньги жил Ленин, находясь за границей? Несколько лет назад писали, что в Швейцарии открыли счёт на имя Ульянова и там 14 франков, что даже на то время — не сильно большая сумма.
Игорь Васильевич
— Ну во-первых, что надо сказать, что поскольку, действительно, как я уже говорил, отец Ульянова дослужился до действительного статского советника, то после его смерти его семье выплачивалась достаточно крупная пенсия, то есть если я не ошибаюсь — даже 1200 рублей в год, то есть получается — 100 рублей в месяц. Это такая, достаточно неплохая на тот момент сумма, на которую, что называется «шиковать» нельзя, но можно, в общем-то, хотя бы жить более-менее благополучно. Ну, находясь уже за границей, естественно что там, Ленин во-первых, получал некоторые… Ну опять же — это уже забегая вперёд, то есть это, если брать, как бы его в начале двадцатого века пребывание за границей, там всё-таки Ленин получал некоторые деньги, некоторое содержание от партии. Также он зарабатывал за счёт переводов. Также получали они помощь, хотя и небольшую, от иностранных социал-демократов. Ну и также, в общем-то изредка ему помогала его семья, то есть его мать, они присылали переводы(денежные). Но опять же, что надо понимать, Ленин там, не голодал в эмиграции, но в общем-то, жили достаточно бедно, то есть, нужду в деньгах испытывал. И поэтому, что если там люди пытаются намекать, что дескать его содержали иностранные спец. службы, то во-первых, доказательств этому нет, а во-вторых, что в этом случае, скорее всего, его уровень жизни был бы существенно выше.
(42:47) Ведущая
— Но при этом же нужно учитывать то, что на тот период времени он находился в ссылке, у него ведь была жена и мать жены, которую он точно так же содержал, то есть, сказать о том, что они жили скромно, ну это очень мягко. Я правильно понимаю?
Игорь Васильевич
— Действительно, если Вы имеете в виду ссылку в Шушенском, ну тогда, ситуация какая — что они тогда действительно, получали помощь от матери Ленина, которая оставалась вдовой действительного статского советника. Ну, как бы… Концы с концами сводили. Только так.
(43:30) Ведущая
— Ну, это был последний вопрос. Спасибо Вам большое. Товарищи в чате очень рады Вас снова видеть. Вы давно не появлялись. Личные вопросы я задавать не буду, если захотите, Вы ответите где-нибудь в комментариях. Спасибо Вам большое за эфир, Игорь Васильевич.
Товарищи, это был первый выпуск по биографии Ленина. На этом мы не остановимся, мы обязательно поднимем достаточно горячие темы, которые вы поднимаете в чате. Всё по ходу повествования будет, по порядку и в хронологическом порядке. Спасибо большое ещё раз Вам, Игорь Васильевич.
Игорь Васильевич
— Пожалуйста. До свидания.
(44:19) Ведущая
— До свидания.

comments powered by HyperComments