Махновщина

541

Махновщина-это анархическое движение времен Гражданской войны, идеология которого имела черты кропоткинского утопического анархо-коммунизма, сумевшее организовать под своим началом кулацкое движение. Название происходит от имени лидера анархистов – Нестора Ивановича Махно или батьки Махно, как его нарекли в Дибровском лесу. Сама махновщина, с точки зрения диалектической, носит двойственный характер. Зелёные сперва помогали советскому государству, громя немцев с деникинцами. Потом порядочно мешали ему, захватив в власть Гуляйполе, воюя против красной армии, задерживая на своей территории поезда со всем необходимым для фронтов молодой советской власти, устраивая массовые расстрелы коммунистов и грабя местное население.

На Украине организованное махновцами движение кулачества и люмпена «вольной территории» сильно помешало молодому советскому социалистическому государству в деле развития революции и построения коммунистического общества. Помимо войны с белобандитами и иностранными интервентами, украинскому пролетариату и РКПб пришлось вести упорную борьбу с повстанческими отрядами Махно.

Часто можно встретить информацию, что в списке первых лиц, награжденных орденом Красного Знамени,под густо замазанной черной краской прячется неожиданная, да и непривычная, особенно для современного, не интересующегося историей, обывателя, фамилия — МАХНО. Никаких исторических доказательств этому нет. Но, как увидим далее, замазали бы батьку не просто так.

Истоки. Где и как зарождалась махновщина.
На Украине, в Гуляйполе и прилежащих к нему районах, классовая борьба капиталистов приобрела вид национализма и гражданская война затянулась там довольно надолго. Вот что пишет о том, каковы были причины зарождения махновщины историк М. Кубанин в своей книге «Махновщина»: «Главная социальная и военная база махновского движения — Гуляйполе, волостной центр Александровского уезда Екатеринославской губернии, был самым рыночным во всей Российской империи. Здесь сложилась своеобразная социальная и национальная среда, впитавшая вольнолюбивые, в том числе и анархические, традиции запорожского казачества, неприятие многих атрибутов центральной власти.» Не удивительно, что здесь прижились идеи анархизма. Гуляйполе и его окрестности были отличным местом для торговли, местом, куда стекалось множество мелких буржуев: ремесленников и лавочников с зажиточными крестьянами. Доля промышленного производства в тех местах была довольно мала, пролетариата там тоже было мало. Поэтому большевики и не пользовались особой популярностью в тех местах, не имели массовой поддержки, не удержали власть. Её сумели взять другие «левые субъекты», идеология которых была ориентирована на местного ремесленника, на лавочника: их вопль о притеснении со стороны монополистического капитализма соответствовал идеям «свободы личности и предпринимательства», которые проталкивали анархисты. Они получили поддержку, а идеологи с исполнителями — власть. Таковыми оказались махновцы.

Некоторое время спустя, после определенных колебаний, батьке и его приспешникам будет суждено стать вождями организованного кулачества, сельских капиталюг, в их борьбе против советской власти, власти трудового народа — рабочих и беднейшего крестьянства. Кулак готов за свое хозяйство и право эксплуатировать других пойти хоть за самим дьяволом, но только не с советской властью, которая бы отняла это право и сровняла куркуля по положению с незаможным крестьянином, которому кооперация с другими, такими же, как он, выгодна экономически. Потом они развалятся, а Нестор Иванович убежит «за бугор» … Но об этом ниже.

Участие в революции и преобразованиях на местах.
По выходе из заключения, где будущий батька познакомился с анархистским активистом Петром Аршиновым и образовывался у него, Махно немедленно возвращается в Гуляйполе, к своей группе анархистов, где многочисленное крестьянство встретило его с особенным сочувствием. Он был вдохновлен главной своей задачей — сплотить и организовать все крестьянство настолько прочно, чтобы оно могло раз и навсегда выгнать всю свору крепостников-управителей и само строить свою жизнь. Продвигаясь в этом направлении, Нестор Махно вел организационную работу среди крестьян как практический борец, стараясь сплачивать трудящихся, вскрывая обман, угнетение и несправедливость господствующего строя. Из участвовавших ранее в экспроприациях анархистов и рвущейся в революцию молодежи, батька организовывает отряд «Черная гвардия», распуская земскую управу, сам возглавляет земство и объявляет себя комиссаром Гуляйпольского района.
То есть фактически стал диктатором, игнорируя реальную необходимость построения социалистического государства, забыв на время о своих анархических взглядах, ибо такого хода требовала «объективная реальность», беспощадно подъедая корни утопии анархо-коммунизма.

На упреки со стороны товарищей, Махно тогда отвечал, что это вынужденная тактика, необходимая для окончательной победы революции, — «по силе возможности нужно выбрасывать буржуазию и занимать посты нашими людьми». 28- 29 марта 1917 г. Гуляйпольский крестьянский союз утверждает Махно в должности своего председателя. После реорганизации Союза в Совет рабочих и крестьянских депутатов (в первых числах августа 1917 г), Махно остался на посту председателя. В дни корниловского мятежа, Совет организовал «Комитет спасения революции», опять же во главе с Махно. 4 октября 1917 г. бывшего арестанта единодушно избрали председателем Союза металлистов, деревообделочников и других профессий от Гуляйполя и окрестностей. Октябрьский переворот и разгон Учредительного собрания Махно с товарищами-анархистами восприняли благосклонно. Гуляйпольцы и ранее, в самые критические моменты революции 1917 г., поддерживали большевиков. В апреле они даже присоединились к лозунгу «Долой 10 министров-капиталистов!», а в июне осудили Керенского, в августе — Корнилова. Однако Брестский мир единомышленники Махно не одобрили, так как по его условиям Украина была оккупирована австро-немецкими войсками. Не понимали они того, что в тот момент это был единственный шанс на спасение революции и молодого советского государства от гибели и развала. Большевики брестским миром создавали новую армию-рабоче-крестьянскую. А гуляйпольский новоявленный царек Махно считал, что ленинский договор с Германией способствует торжеству контрреволюции.

Идейная составляющая махновщины.
Махно и его соратники, ориентируясь на кропоткинские идеи, понимали анархию не как отсутствие власти, как таковой, а только как власти человека над человеком, одной части общества над другой, то есть положения, при котором одни люди могут принимать решения, а другие люди такой возможности лишены. Махновцы выступали за то, чтобы решения принимали все люди и, таким образом, власть принадлежала всему народу, а не отдельной группе лиц. За этот порядок, при котором, по словам Махно, «вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными социально-общественными самоуправлениями тружеников» он выступал не только речами, но и осуществлял его на практике вместе со своими товарищами и крестьянскими массами. Опять же, очень неточные формулировки о народе дают анархисты, не понимают они, что невозможно всем и сразу отдать власть, так как классы угнетателей и угнетаемых в жизни никто не отменял. Но вернемся к нашему рассказу.  Власть в махновской республике принадлежала съездам советов районов, решения которых вступали в силу в этих районах после одобрения сельскими сходами. Высшим исполнительным органом съезда советов был Военно-революционный совет, под контролем которого находилась даже гражданская и военная деятельность штаба Махно. Конечно, в условиях войны штаб и командиры часто выходили из-под контроля ВРС, но обычно не узурпировали власть. Резолюции съездов советов, принятые путем дискуссий, обсуждений и голосования были созвучны махновским идеям. Так, один из районных съездов «настоятельно призывает товарищей крестьян и рабочих самим на местах без насильственных указов и приказов, вопреки насильникам и угнетателям всего мира строить новое свободное общество без властителей господ, без подчиненных рабов, без богачей, и без бедняков». В своих воспоминаниях, опубликованных в 1936 году в Париже, Махно не изменил своих взглядов на национальное освобождение и писал, что поддерживает идею «свободы и независимости Украины и ее трудового народа».

Вольная территория.
Гуляйпольский район под руководством Махно и Ко превратился в карликовое государство. Нестор Иванович понимал, что без поддержки крестьян и пролетариев власть ему долго не удержать, и решил немедленно покончить с помещичьим землевладением. 25 сентября Махно подписывает декрет о национализации земли и о разделе ее между крестьянами. После этого подобные решения в Екатеринославской губернии приняли многие уездные съезды крестьян. В своих газетах («Набат», «Путь к Свободе») и листовках анархисты резко противопоставляли Красной армии Зеленую Повстанческую армию, Советам рабочих и крестьянских депутатов — беспартийные и безвластные Советы, объединяющие местные организации по предприятиям и деревням. Анархисты заявляли, что только их повстанческая армия может быть истинной защитницей социальной революции и только безвластные Советы способны осуществить организацию нового вольного строя. Но путь бесклассовых Советов неизбежно заканчивается подчинением их сначала мелкой буржуазии и кулачеству, а затем и крупной буржуазии. Это было видно после февральской революции, когда в советы залезли кучей эсеры и меньшевики, большевиков там почти не было, а большинство из них сидели к тому времени по тюрьмам. В период завоевания диктатуры пролетариата и свержения не только самодержавия и помещиков, но и буржуазии и капитализма, анархисты пытались сказать свое «особое слово», выдвинуть задачи свои, отличные от большевистских. Махновщина не нашла и не могла найти себе опоры в среде пролетариата, уже осознавшего свои классовые интересы и задачи и идущего за своим авангардом в лице партии. Но зато нашла её у кулачества, ибо кулак не очень хотел возвращения помещика: лучшие наделы помещичьей земли попали на первых порах к кулакам. Но еще больше кулак боялся прихода во власть городских рабочих и деревенской бедноты. Возвращение помещиков грозило кулаку лишь утратой нового богатства, установление же власти трудящихся грозило ему утратой всех его привилегий. Вот почему кулаки подталкивали крестьянство на борьбу со Скоропадским и Деникиным.

Провал Махновщины. Итоги.
Путь анархистов, от утопичной идеи вольной анархии к реальной кровавой тирании махновщины и кулачества, показывает всю ошибочность и бесперспективность данного направления политической мысли, опасность для пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Гражданская война в украинской деревне к концу приняла очень острые формы. Кулак вооружен и не хочет сдавать без боя ни украденные земли, ни захваченный инвентарь. Однако, и бедняк требует своей доли с оружием в руках. В махновских отрядах имеются крестьяне всех категорий: и куркули, и середняки, и незаможные. Слияние и совместная работа анархистов и махновщины показали, что анархисты в короткое время сделались игрушкой в руках Батьки, а, следовательно, и политическими слугами кулаков, которые тогда стали хозяевами и господами махновского движения и вовсю использовали Нестора Ивановича Махно. Местные советы, которые захватили кулаки, полагаясь на свои корыстные интересы, они стали разлагаться. А вместе с ними и начала трещать по швам и махновщина.  Пока деревня под руководством кулаков еще сохраняла свое мнимое единство, отряды Махно свободно кочевали из одного местечка в другое, встречая там сочувствие и поддержку. Но теперь каждая крупная украинская деревня раскололась на два лагеря. Между этими лагерями и приходилось делать выбор: с кулаками ты или с беднотой. Кулаки, по примеру Петлюры, помогали, чем могли, и Врангелю и польской шляхте, а беднота только теперь становилась твердой опорой Советской власти.

Махновцам стало не по себе в украинской деревне. Они даже сделали попытку покинуть Украину и перебраться на Дон, но из этого ничего не вышло, ибо Дон, наученный горьким опытом трех лет разгула анархической вольницы, не имел никакой охоты поддерживать восстание против Советской власти. Наконец, и внутри самого махновского отряда должно было сказаться расслоение между незаможными и куркулями. Поставленные перед необходимостью немедленно выбирать между кулаками, Петлюрой, польской шляхтой и Врангелем — с одной стороны, и бедняками, рабочими, коммунистами и Советской властью — с другой, махновцы в своем большинстве решили перейти на сторону Красной Армии.

В заключение хочется показать одну карикатуру со стихами, которые были сочинены во времена гражданской войны, композиция великолепно показывает всю суть махновщины.

Товарищ Василий

comments powered by HyperComments