О «борцах» с советской системой

484

Предлагаю читателям вспомнить о некоторых писателях и поэтах послевоенной советской эпохи, о тех, чья творческая активность имела место быть в конец 50-х и 60-е. Это было время так называемой «хрущевской оттепели». Я намеренно не буду давать ссылки и перегружать текст пояснениями, каждый читающий эту статью сможет воспользоваться поисковыми системами и без труда найти информацию об описываемых мной людях и событиях.

Итак, какую информацию об «оттепели» нам дает современная Википедия:
«…Характеризовался (исторический период) во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности…»

В это интересное и крайне неспокойное время появились, они, советские «борцы» с советской системой. И таких борцов было достаточно. Вспомню всего двух достаточно знаменитых.

Первый, кто вспоминается, Евгений Александрович Евтушенко, советский поэт, конъюнктурщик, то восхвалявший Сталина (сборник «Разведчики грядущего», 1952г., «…Мой лучший друг сидит в Кремле…»), то критикующий его (стих «Наследники Сталина», 1962 г.) Евушенко так боролся с советской системой, что получал от нее награды, например орден Трудового Красного Знамени, был удостоен Государственной премии СССР. Об этом подробно рассказал историк Игорь Пыхалов в цикле своих передач «Эпоха Сталина» (Выпуск 27. «Мой лучший друг сидит в Кремле»).

Евгений Евтушенко

Вспомним еще одного «инженера душ», Кузнецова Анатолия Васильевича, советского писателя, чей роман «Бабий яр» в 1966 году был напечатан в журнале «Юность». В 1969 году Кузнецов отправился в командировку в Лондон и там объявил о своём отказе возвращаться в СССР, попросил политического убежища.
Просьба гражданина СССР, члена КПСС была удовлетворена правительством Великобритании. Там он признался в том, что для того чтобы добиться разрешения на поездку за рубеж, да еще и в капиталистическую страну, он был вынужден стать осведомителем КГБ и доносить на своих коллег. Признался Кузнецов, что доносил на Евтушенко.

В 1970 году был опубликован «полный» или лучше сказать «авторский» роман «Бабий Яр», уже без «вмешательства советской цензуры». В роман были включены пояснения автора в предисловии и послесловии, отрывки якобы удаленные советской цензурой были выделены курсивом и имели авторские пояснения в скобках.

Анатолий Васильевич Кузнецов

Нам, и даже тем, кто не сильно знаком с творчеством Кузнецова, сейчас не трудно догадаться, о чем были эти дополнения. Конечно же о том, что Сталин и его палачи в Бабьем Яру расстреливали врагов народа за долго до того, как нацисты расстреливали там же евреев.
Вывод прост, как мычание: Сталин – это Гитлер, а фашизм (нацизм) – это социализм. Знакомый пропагандистский пассаж от наших заклятых друзей на западе, неправда ли?

И Евтушенко, и Кузнецов были советскими людьми. Такими же советскими людьми были Илья Эренбург, Леонид Мартынов, Белла Ахмадулина, Владимир Дудинцев, Виктор Астафьев, Роберт Рождественский и, ныне известный каждому школьнику, Александр Солженицын. Какими советскими людьми они были – это уже другой вопрос, но обо всем по порядку.

С одной стороны деятели советской культуры, которых я выбрал для наглядного примера, Евтушенко и Кузнецов, не добились бы своего статуса в другом капиталистическом обществе. Для матери-учительницы Саши Кузнецова такая задача тоже была бы не под силу. А Женя Евтушенко стал бы геологом и зарабатывал этим на жизнь.

С другой стороны никакой поддержки и премий от государства за стихи и романы. Капитализм. Плати за образование, пиши коммерческие романы или сценарии для кино – может, что-то получишь, а может так всю жизнь и проживешь заурядным копирайтером, мечтая или уже не мечтая о славе поэта или писателя.

Таким образом, именно система советского социалистического государства позволила Евтушенко и Кузнецову стать теми, кем они стали. Но данным советским гражданам этого показалось мало, вот уж действительно, права поговорка: «зажравшийся всегда чувствует себя обездоленным». Им захотелось большего. При этом один избрал путь подхалимажа и ублажения власти, а другой путь эмигранта-беженца. И даже второй – Кузнецов – оставался советским, в том смысле, что сбежал из Советского Союза. Кому был бы Кузнецов нужен, если бы он убежал из Уагандугу (город-столица Буркина-Фасо)? Правильно, никому.

Никому писатели и поэты не нужны и в современной России. Подумайте, много вы знаете современных писателей и поэтов, которых поддерживает государство. Если ты не пишешь сценарии для фильмов типа «Адмиралъ», «Батальонъ», «ЪГерой» и «Духлессъ», то новой власти ты не нужен, не нужен и простым гражданам, чья жизнь – это выживание и постоянный поиск средств на оплату налогов, коммунальных услуг, кредитов и прочих поборов. И куда идут все эти поборы известно, на обогащение правящей капиталистической верхушки, и поэты и писатели такой верхушки не нужны от слова совсем.

И так, с этими товарищами Кузнецовым и Евтушенко, а также их мотивами все абсолютно понятно. Но вы спросите, как же так, в СССР была такая пропаганда и просвещение? Как, спросите вы, как советская власть допустила такое, что среди советских писателей-поэтов-актеров-режиссеров появились «борцы» с этой самой властью, которая их так пестовала?
И я отвечу, глобальная причина сего — отказ от классовой борьбы в советском обществе, который был инициирован советским правительством после смерти Сталина. Причины такой политики описывать не буду, но именно отказ от классовой борьбы внутри самой страны, внутри советского социума. Иллюзорный классовый мир и его шаткое равновесие было нарушено почти сразу некомпетентностью тогдашних советских лидеров и титаническими усилиями, в том числе и пропагандистскими, наших заклятых капиталистических друзей.

Нам, современным людям, нужно отдавать себе полный отчет о том, что в разгар классовой борьбы, даже при наличии локальных побед, какими бы они важными не казались, классовый мир невозможен. Он невозможен и при социализме, когда осуществляется передел надстройки общества просвещением, воспитанием, невозможен потому, что возможны рецидивы.

Поколения наших соотечественников, чья зрелость пришлась на конец 80-х и 90-е, были свидетелями, когда произошёл некоторый перелом в сознании и люди от прогрессивных идей обратились к регрессивным. Например, переход от прогрессивного коллективного труда на земле (колхозы, совхозы) к фермерству, т.е. к мелким частным собственническим хозяйствам. А на практике такой перелом в сознании обернулся вполне реальным переходом от прогрессивной формы развития сельскохозяйственного производства (колхозы и совхозы – я повторю, если кто не понял) к полному краху в России сельского хозяйства, как отрасли, через системный капиталистический кризис. Кризис, сначала разорил фермеров, не выдержавших борьбу с крупными объединениями типа агрохолдингов, а потом и последние пришли к выводу, что выгоднее (им выгоднее, не нам) закупать все за рубежом.

А начало было положено еще в далеких 60-х отказом от принципов социалистического производства и классовой борьбы. И здесь все взаимосвязано, не отошли бы от принципов в экономике, не начали бы возрождаться капиталистические экономические отношения в социалистическом обществе, не было бы отказа от классовой борьбы, любые попытки внедрения чуждых социалистическому форм хозяйствования и отношений, навязываемых данными формами, были бы пресечены.

Но история не знает сослагательного наклонения, и формы были внедрены, классовая борьба сведена к профанации, а «евтушенко» и «кузнецов», первый у нас в стране, второй «из-за кардонья», воздействовали на неокрепшие умы сограждан.

И так, от примера к выводам о том, что необходимо делать для того, чтобы не допустить ошибок прошлого, обеспечить победу классу наемных работников над эксплуататорами:

1. Агитация, пропаганда, просвещение – только осознав свое положение, интересы своего класса, приемы и способы борьбы, класс наемных работников станет революционным и сможет победить.

2. Защита достижений – любое завоевание нужно оберегать, локальная победа приводит лишь к усилению давления со стороны врага – класса угнетателей, класса буржуазии.

3. Классовая борьба как с внешними врагами так и с внутренними до полной победы коммунизма.

И напоследок, как там говорили и делали наши советские деды и прадеды:
«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

Максим Стальной

comments powered by HyperComments