Борьба за власть и классовое сознание

369
Марксизм-ленинизм есть наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, поэтому, относительно общественного развития, она изучает не человека в отдельности, а определенные группы людей, такие как классы. Поэтому в марксизме есть понятие не только индивидуального сознания, но и сознания общественного.

Общественное сознание духовная жизнь общества, отражающая условия материальной жизни людей, экономический строй общества. Марксистско-ленинское учение об общественном С. состоит из двух неразрывно связанных частeйучения о происхождении и развитии общественного С., в к-ром устанавливается первичность общественного бытия и вторичность общественного С., и учения о значении и роли общественного С. в общественной жизни, в к-ром выясняется характер обратного воздействия общественного С. на общественное бытие. -БСЭ, ИЗД 1.
Классовое сознание буржуазии
Ни для кого ни секрет, что сегодня на дворе капитализм, что способ производства и присвоения продуктов тоже капиталистический, а значит, и сознание большинства членов общества — буржуазное или мелкобуржуазное, что в общем-то одно и тоже, только с теми или инымиотклонениями. У кого-то буржуазное сознание более либеральное, у кого-то более социальное, у кого-то более националистическое или даже фашистское, но все-таки буржуазное.
Что же классики марксизма подразумевали под классовым сознанием? Это, прежде всего, общность материальных интересов данного класса общества, исключительность которых осознана самим этим классом в процессе идеологической, экономической и политической борьбы с другими классами общества. Если рассматривать буржуазное сознание, то оно зародилось в недрах феодального общества, вместе с классом капиталистов. Первые капиталисты, т.к. они были разрозненными индивидами и не осознавали общность собственных интересов,были носителями сознания правящего класса — феодалов. Монархи и монархия обожествлялись ими ничуть не меньше, чем остальным обществом. Власть короны для них была священна, а дворяне были птицами высокого полета — недосягаемым сословием. Ни об экономической и, тем более, политической борьбе капиталисты тогда и мыслить не могли.
Время шло. Третье сословие сосредотачивало в своих руках богатство и собственность, это не могло ускользнуть от внимания правящего класса, который стремился получить и свою долю из капиталистической прибыли. Исключительные права феодалов на владение землей, на места в государственном аппарате и прочие привилегии ущемляли экономические интересы капиталистов и способствовали становлению их классового сознания. Капиталисты находили среди подобных себе не только конкурентов на рынке, но и собратьев по несчастью, которых сближала общность интересов.
Буржуазия, сила которой определяется исключительно деньгами, не может приобрести политическую власть иначе, чем сделав деньги единственным критерием законодательной дееспособности человека. Все феодальные привилегии, все политические монополии минувших веков должны раствориться в одной великой привилегии и монополии денег. Вот почему политическому господству буржуазии свойственно принимать либеральный облик. Буржуазия уничтожает все старые различия между отдельными сословиями, сосуществующими в стране, все основанные на произволе привилегии и льготы, она вынуждена положить принцип выборности в основу управления в принципе признать равенство, вынуждена освободить печать от оков монархической цензуры, ввести суд присяжных, чтобы освободиться от особого судейского сословия, образующего государство в государстве. Пока речь идёт обо всём этом, буржуа кажутся настоящими демократами. Но буржуазия вводит все эти улучшения лишь постольку, поскольку все прежние индивидуальные и наследственные привилегии заменяются привилегией денег. — Ф.Ф.Энгельс, ПСС, Том 2
Итак, свобода капитала нуждалась во власти капитала, а вместе с тем свержение действующей власти было невозможно без сплочения капиталистов в единый класс, без создания собственной политической партии. В свою очередь сплочение в единый класс было невозможно без классового самосознания, выраженного в системе взглядов и идей, целей и задач данного класса, т.е. без идеологии.
Но чем больше капиталистический способ производства товаров заменял средневековый (феодальный), тем больше преобразовывалось и общественное сознание. Повышение производительности труда позволило высвободить больше рук для труда умственного. Если первые, так скажем, выразители буржуазных интересов были монахами, и обличали они в основном религию (католицизм), то с течением времени в феодальном обществе появились и буржуазные философы, размышляющие о новом буржуазном мире. Хочется отметить, что подкоп под христианские устои проводился как первыми, так и вторыми, что одновременно подрывало феодализм (власть монарха дана от бога) и играло на руку буржуазии.
Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Это было последнее революционное движение в Европе, проходившее под средневековым знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Буржуазные революционеры выступали в качестве церковных реформаторов пуритан (Пуритане). Проповеди пуритан заложили основы революционной идеологии идеологии народного антифеодального восстания. К началу 17в. сформировались два основных течения пуританизма течения пресвитериан (Пресвитериане) и индепендентов (Индепенденты). — БСЭ
Но буржуазия не могла одержать окончательную победу в классовой борьбе без собственной идеологии, отличной от идеологии феодальной, и такая идеология была выработана.
Либерализм зародился в 17-18 веках в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнёта католической церкви. В тот период либерализм являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеодального лагеря. Духовными отцами либерализма были Локк, Гобс, Монтескье, Вольтер, физиократы, создатели буржуазной классической политической экономии Смит и Рикардо.
Согласно либеральным взглядам социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787 год) после войны за независимость и Декларации прав человека и гражданина во Франции(1789 год) в ходе Великой французской буржуазной революции.
Таким образом, накопив определенное количество материальных и идейных предпосылок, буржуазия не только стала из класса в себе классом для себя, обретя свою идеологию и проникнувшись ею, но из угнетенного и эксплуатируемого класса стала классом правящим. Давайте подчеркнем еще один интересный момент, который происходит в обществе в момент революционного подъема, на примере буржуазных революций, когда к революционному классу примыкают представители из других классов и сословий.
Крестьянство и мелкие земельные собственники по крайней мере в тех областях королевства, где уровень просвещения был выше, прекрасно понимали, что эти меры отвечают и их интересам, так как только с их помощью они могли надеяться освободиться от пережитков феодализма и приобрести то влияние на законодательство, которым они стремились обладать. Более бедная часть дворянства полагала, что конституционный строй, возможно, обеспечит ей в законодательных органах положение, соответствующее ее интересам, и что, во всяком случае, этот новый строй не будет для нее более разорительным, чем тот, при котором она живет. Из этих соображений к либеральному движению примкнуло главным образом дворянство собственно Пруссии и Познани, особенно сильно страдавшее от отсутствия рынков сбыта для своих продуктов. — Ф.Ф.Энгельс, ПСС, Том 4
Что читатель видит из данного примера? То, что экономические интересы, вместе с буржуазной пропагандой преобразовывали политическое сознание разных классов. В него закрадывались ростки протестантизма, атеизма, либерализма, феодальное сознание заменялось буржуазным или гибридным (что чаще всего и бывает на практике). Слова свобода, равенство, братство, подкрепляемые экономическими выгодами от нового устройства общества, становились близкими и желанными для представителей разных классов и сословий. Яд буржуазной идеологии проникал во все поры феодализма, монарх терял ореол святости, а его власть и собственность ореол неприкосновенности.
Так, путем череды революций буржуазия стала правящим классом в большинстве стран мира, а капиталистический способ производства стал основным способом производства в этих странах. Либеральные ценности: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли были закреплены законодательно правящим классом. Вследствие всех изменений буржуазное сознание стало превалирующим в обществе. Но, как говорится, нет худа без добра. После взятия власти буржуазией общество осталось разделено на классы, причем классы антагонистические по своим экономическим, а значит и политическим интересам. Остались угнетатели и угнетаемые, эксплуататоры и эксплуатируемые, владельцы средств производства и не владельцы средств производства.
Классовое сознание пролетариата.
Вместе с капиталистическим способом производства появился, как выражались классики марксизма, и могильщик данного способа производства — наемный работник. Безусловно, наемный работник не появился из ниоткуда. Лишение его собственности на средства производства заняло определенный исторический период у правящего класса, но в итоге свободный от собственности наемный работник появился и был вынужден, чтобы выжить, соединять свою способность к труду с чужими средствами производства за определенную плату.
Нет сомнений, что при главенстве феодальных общественных отношений или капиталистических общественных отношений наемные работники не могли иметь по умолчанию своего собственного классового сознания (при рождении человек не имеет самосознания вовсе). Но фактически класс наемных работников уже существовал и обладал собственными материальными интересами, но не осознавал их, а значит сознательным классом не был. В основном играя на этих самых неосознанных или не до конца осознанных классовых интересах или подменяя их собственными, буржуазия с помощью крестьян, наемных работников свергла феодализм.
Если пристальней присматриваться к тем классам, которые принимали участие в буржуазных революциях и к сознанию этих классов, то можно увидеть парадоксальную на первый взгляд вещь, что по обе стороны баррикад сражались представители одних и тех же классов, но с разным политическим сознанием. Например, наемные работники могли обладать феодальным сознанием и бороться на стороне феодалов, либо обладать буржуазным сознанием и бороться на стороне буржуазии. Не стоит забывать о том, что на стороне буржуазии сражались люди с социалистическим сознанием, а на примере Английской буржуазной революции видно, что и за буржуев, и за феодалов сражались люди с феодальным сознанием. На первый взгляд — невообразимая каша, но на самом деле все вполне логично.
Как известно, наемные работники являются ровесниками капиталистов, по другому и быть не может. Вместе с классом капиталистов рос класс наемных работников, правда, в разных пропорциях. Отсюда явно следует мысль, что класс наемных работников, как и класс капиталистов, должен был обзавестись своим собственным классовым сознанием в одно и тоже время с буржуазией. Как показывает история, так оно и произошло. Например, со времени Великой французской буржуазной революции (1789 год), где торжествовал либерализм, до момента выхода в свет Манифеста коммунистической партии (1848 год) прошло всего 50 лет. По меркам истории — мгновение. Не стоит забывать, что социалистические идеи, как и первые идеологи утопического социализма(Т. Мор и Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн), появились в обществе гораздо раньше опубликования Манифеста. Конечно, взгляды социалистов-утопистов не были еще научно обоснованы, но вполне себе воспринимались наемными работниками как выражение их собственных интересов. Ленин в своей работе Что делать? называл это стихийным влечением к социализму.
На моменте научной обоснованности хочется остановиться подробнее.
Удивительно, но факт — ни одному из правящих классов до пролетариата не понадобилось никакой научно обоснованной идеологии, чтобы взять власть в свои руки. Буржуазные, феодальные и рабовладельческие идеологии строились на идеализме, на человеческих предрассудках и заблуждениях — будь то вера в богов или в равенство возможностей людей при наличии антагонистических классов в обществе. Так и первые ростки социалистической теории проросли на почве в большей или меньшей степени замешанной на идеализме, поэтому они не могли перерасти буржуазную идеологию. Но это не значит, что утопические социалистические идеи не могли подвигнуть своих носителей к тем или иным действиям, например, основать собственную коммуну или поддержать буржуазию в буржуазной революции.
…теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. — К.Г.Маркс, ПСС, Том 1
Примеры несуразности, антинаучности тех или иных идеологий, которые привели к определенным действиям, разбросаны в истории человечества повсюду. Взять хотя бы Вторую мировую войну, когда фашистские идеологи пытались оправдать свои агрессивные действия превосходством одной человеческой расы (Арийской) над другими. Или радикальные исламисты в наши дни, которые утверждают о превосходстве их религии (религиозного течения) над другими религиями (течениями), а людей, не исповедующих их идеалы, второсортными. Антинаучная расовая идеология унесла десятки миллионов жизней, сколько жизней унесет антинаучный радикальный ислам одному Аллаху известно. Не будем забывать, что поход Гитлера на Восток благословил римский Папа глава католической церкви.
Научный подход о законах развития природы, человеческого общества и мышления стал возможен с появлением диалектического материализма — метода познания, разработанного Марксом и Энгельсом в середине 19 века. Разработчики данного метода не могли не стать коммунистами, потому что их мировоззрение основывалось на диалектическом материализме. Получается так, что Маркс и Энгельс, наемный работник умственного труда, женатый на дворянке, и потомственный буржуа были первыми научными коммунистами(в то время научными социалистами) в мире, причем Чартистское (коммунистическое) движение в Англии и социалистическое движение во Франции действовали еще до них.
Вот, что писали о сознательности основоположники марксизма:
Мы твердо убеждены, что по-настоящему опасны не практические опыты, а теоретическое обоснование коммунистических идей, ведь на практические опыты, если они будут массовыми, могут ответить пушками, как только они станут опасными, идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения, и к которым разум приковывает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. — К.Г.Маркс, ПСС, Том 1
Таким образом, отказаться от научного мировоззрения значит изменить своему разуму, либо значит разум изменил своему владельцу. Сознательное предательство тоже имеет место быть, но здесь все зависит от человека. Многие люди сгорали на кострах и шли на плаху ради своих убеждений, другие же поступались собственными убеждениями перед лицом испытаний. Здесь все индивидуально и привязано к определенным обстоятельствам. Но одно дело поступиться убеждениями, которые не соответствуют действительности, т.е. являются заблуждениями, а другое дело поступиться правдой, знанием того, что на самом деле так, а не иначе. Например, что Земля вертится.
Приложив метод диалектического материализма к экономике, истории и философии Маркс пришел к следующим выводам:
То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.
— К.Г.Маркс, ПСС, 2 изд., т. 28, с. 427

Мы видим, что наемные работники в лице родоначальников марксизма и их учеников получили в свои руки не просто абы какую идеологию, в большей или меньшей степени отражающую интересы их класса, а стройную, цельную, научно обоснованную теорию освобождения трудящихся от гнета и эксплуатации. Еще разок, марксизм-ленинизм — не просто выдумка полупьяного священника или иллюзия покурившего опиум философа, а подтвержденное всем ходом человеческой истории руководство к действию!
Как известно, классовая борьба может вестись в трех основных формах: политической, экономической и идеологической. Правящий класс ведет борьбу по всем фронтам, отводя огромную роль фронту идеологическому. Именно поэтому классовое сознание большинства наемных работников остается буржуазным (мелкобуржуазным), несмотря на заметные наступления по другим направлениям, затрагивающим экономические и политические интересы трудящихся. Т.е. наемные работники понимают, что жизнь становится хуже, но не понимают почему. Задача коммунистов — разъяснить этот вопрос с научной, марксистско-ленинской точки зрения. Для этого необходима коммунистическая партия, состоящая из людей с коммунистическим сознанием, которая сможет организовать планомерную работу, поднять политическое сознание остальных наемных работников до коммунистического и повести их за собой к революционной диктатуре пролетариата.
Заключение.
Так какое же сознание может иметь класс наемных работников? Во-первых, сознание правящего класса. Во-вторых, сознание другого класса, борющегося за власть, т.е. сознательного класса (так было во времена буржуазных революций). В третьих, свое собственное сознание — пролетарское сознание.
А каким должно быть пролетарское сознание? Оно должно качественно отличаться от буржуазного сознания, отрицать его, т.е. быть научным (опираться на диалектический материализм в противоположность буржуазному идеалистическому сознанию), революционным (в противоположность буржуазному, реакционному сознанию), демократическим (власть большинства, а не меньшинства, в противоположность буржуазному пониманию демократии), а значит коммунистическим. Коммунистическое сознание развивалось как ряд отрицаний: сначала социал-утопического сознания, затем социал-демократического сознания, как сознаний буржуазных.
Таким образом, сознательный класс наемных работников должен обладать своим собственным пролетарским сознанием, которое в свою очередь есть сознание коммунистическое. А сознательный класс наемных работников должен ясно понимать, что его материальные интересы могут быть удовлетворены только в одном случае, когда будет ликвидирована частная собственность на средства производства, а власть в обществе будет в его руках.

К. Поляков (Москва)

comments powered by HyperComments