Домарксовое представление о социализме

200

Из первой главы будущей книги: К вопросу о теории социализма

Попытки создать новое общество общество социальной справедливости известны с античных времен. Здесь и Солмак из Боспорского царства, и Аристоник в Пергаме, восстание рабов в Египте, в Персии, в Риме и т.д. Попыток было множество, но все оказались неудачными. Не было ни теоретических предпосылок, ни практических обстоятельств, позволивших бы достичь нужного результата.



Как тут не вспомнить слова Энгельса:

Современный социализм по своему содержанию является, прежде всего, результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой царящей в производстве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.

— Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке


Энгельс очень четко показал, отсутствие каких условий не позволяло создать справедливый социальный уклад, справедливую структуру общества. Тем не менее, попытки теоретического осмысления новой социальной структуры продолжились и во времена средневековья. Из наиболее ярких попыток можно выделить работы Томаса Мора Остров Утопия и Томмазо Кампанеллы Город Солнца. Давайте рассмотрим эти попытки.


Томас Мор Остров Утопия



Томас Мор видный деятель католической церкви и воспитатель короля Англии Генриха VIII написал работу Остров Утопия. Такое название не случайно. Утопия (от др.-греч. &omicron,ὐ не и ό&pi,&omicron,&sigmaf, место), т.е. Томас Мор как бы заранее во избежание преследований определил это место как не существующее. Это, де, некие умственные изыски, ничего общего с реальной жизнью не имеющие. В представлении Мора совершенное государство представляет собой некую пирамидальную структуру, во главе которой стоит князь, избираемый советом протофилархов

Каждые тридцать семейств выбирают себе филарха (или сифогранта), над десятью филархами и их семействами стоит протофиларх (или транибор). Все двести протофилархов выбирают князя, который руководит страной. Его избирают на всю жизнь. На других должностях лица меняются ежегодно.

— Томас Мор, Остров Утопия


В этом государстве все граждане должны работать. Война считается злом, но, тем не менее, у основания социальной лестницы находятся рабы. Т.е. на лицо социальное неравноправие, которое Томас Мор в своих представлениях не смог преодолеть, как раз по тем причинам, на которые указывал Энгельс.

Томмазо Кампанелла Город Солнца



Томаззо Кампанелла монах, поборник социальной справедливости, за свои убеждения проведший 27 лет в тюрьме, где и написал эту работу. По представлениям Томмазо Кампанеллы совершенное государство тоже представляет собой пирамидальную структуру: во главе государства стоит руководитель, которого зовут Солнце. У него три помощника, которые руководят общественной жизнью в строго очерченных полномочиях. Все граждане должны трудиться, захваченные варвары становятся рабами либо продаются в рабство соседним Полисам. Как мы видим, структура города Солнца по Компанелле тоже содержит в себе определенное социальное неравенство, т.к. допускает применение рабовладения. Но, тем не менее, Компанелла пытается отрицать собственность.

Естественно, эти попытки хоть как-то, чисто умозрительно, обрисовать некое совершенное государство неизбежно несли в себе проекцию существовавших вокруг Мора и Кампанеллы социальных структур, повторяющих феодальные республики типа Венеции или Генуи. С их выборной системой и наличием рабовладения. Естественно, эти умозрительные попытки, абсолютно оторванные от реальности, не могли прийти ни к какому реальному осуществлению. Тем не менее, нельзя ни отметить, что это были, пожалуй, первые попытки теоретически описать более совершенную социальную структуру, нежели существовавшие вокруг Мора и Кампанеллы.

Тот маленький огонёк, который зажгли Мор и Кампанелла не пропал. Идея социальной справедливости, присущая каждому человеку с момента его рождения, не осмысленная, можно сказать, существующая на генетическом уровне, породила целую плеяду мыслителей, пытавшихся создать уже в буржуазном обществе теоретические предпосылки новых социальных структур, базирующихся уже на принципах социализма. Это такие люди как Р. Оуэн и Сен-Симон, Фурье и Чернышевский и т.д. Эти мыслители получили впоследствии название социалисты-утописты. Они пытались заниматься не только теоретическим изложением своих мыслей, но и (за исключением Чернышевского) старались осуществить свои мысли на практике. Ими была выдвинута идея создания неких общин (фаланстеров), в которых принципы социальной справедливости и обязательного труда для всех членов общины являлись обязательными. Но гладко было на бумаге&hellip,, когда они перешли (Фурье и Оуэн) к практическому осуществлению своих теоретических изысканий, эти попытки с треском провалились.

Иначе быть не могло. Потому что теоретические изыски социалистов-утопистов были в подавляющем большинстве своем абстрактны и оторваны от реальности. Никакая человеческая община, какой бы она не была замкнутой, не может существовать вне связи с реальным миром. Господствующая вокруг этих общин буржуазная общественно-экономическая формация, с её конкуренцией и стремлением к максимальной прибыли обязательно разорит, раздавит и проглотит любые попытки мелкой общины жить вне закономерностей господствующей в это время экономической формации.

Чтобы превратить социализм в науку, необходимо было прежде всего поставить его на реальную почву.

— Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке


Итак, мы видим, как все попытки построить структуру социальной справедливости в замкнутых анклавах были неизбежно обречены на провал. Невозможно жить в обществе, оставаясь свободным от него. Никакая маленькая община не может быть самодостаточной. Производить всё необходимое для своего жизнеобеспечения. Уже не говорим о внешней агрессии со стороны господствующей на этот момент общественно-экономической формации (феодальной или буржуазной), агрессии мирной или военной, делающей все эти попытки абсолютно нежизнеспособными.

Этот эклектический социализм представляет собой смесь из более умеренных критических замечаний, экономических положений и представлений различных основателей сект о будущем обществе…&hellip, особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у каждого основателя школы обусловлен опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объёмом познаний и степенью развития мышления.

— Ф.Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке


Энгельс подметил совершенно точно главную ошибку всех социалистов-утопистов субъективизм. Отсутствие попытки описать объективные закономерности нового общества не позволяли социалистам-утопистам создать такую структуру, которая была бы жизнеспособной. Социалистическое общество не могло быть создано вне этих объективных закономерностей. Описание этих закономерностей, создание на их основе теоретического базиса нового более справедливого социального устройства становилось насущным вопросом времени. Социализм из утопических, эклектических и субъективистских воззрений требовалось превратить в точную науку. Только на базе строгой научной теории можно было перейти к практической работе по установлению общества социальной справедливости. И такая работа была начата основателями теории научного коммунизма К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Марк Соркин

Создадим партию новый прозрачный.png

comments powered by HyperComments