Политэкономия в тексте. Выпуск 4

89
Здравствуйте, товарищи. В 4-й беседе из серии политэкономия как точная наука мы продолжаем анализировать развитие капиталистического производства и накопления капитала.
Политэкономия в тексте.jpg
В прошлой беседе мы познакомились с табуреточным магнатом господином Деревяшкиным и у нас невольно возникли некоторые претензии к нему по поводу повышения степени эксплуатации им его рабочих. Сегодня мы попробуем встать на точку зрения господина Деревяшкина:
Некоторые граждане высказывают нелепое мнение, что на моей фабрике я эксплуатирую рабочих. Если бы они хоть что-то понимали в бизнесе, они бы поняли, что я не только обеспечиваю их работой, без чего, они бы, может быть умерли голодной смертью, но и мне самому в современных экономических условиях приходится довольствоваться малым. Экономическая ситуация такова, что в современных условиях снижается эффективность бизнеса. Мои табуретки приносит меньше прибыли&hellip,.
Вообще-то, глядя на новую виллу господина Деревяшкина, правдивость последнего его высказывания вызывает некоторое сомнение. Но так ли он нагло лжёт? Что означает фраза снижается эффективность бизнеса?
Эффективность бизнеса это и есть известная нам норма прибыли M/(C+V), которая показывает, какую прибыль приносит единица вложенного капитала.
Отчего же зависит норма прибыли? Норма прибыли это функция многих переменных. Она зависит, во-первых, от средней по отрасли производительности труда, во-вторых, от величины вложенного данным капиталистом капитала (C+V) (от этой величины, в частности, зависит индивидуальная производительность труда на данном предприятии), в-третьих, мы можем предположить, что норма прибыли зависит и от самой отрасли, а именно существующего в среднем в данной отрасли в данное время органического строения капитала C/V:
M/(C+V)=f(n,(C+V),C/V)
Сначала рассмотрим зависимость нормы прибыли от производительности труда.
Во второй беседе мы проанализировали, из чего складывалась стоимость табуретки:
W=C+V+M
(где W стоимость, C затраты постоянного капитала, V затраты переменного капитала, M прибавочная стоимость)
Мы помним из 2-й беседы и численные значения:
300=200+40+60
200 рублей постоянного капитала частично идут на закупку сырья, а частично это амортизация основных фондов. Пусть вначале 120 рублей шло на закупку сырья, 80 рублей затраты на средства труда, они же затраты основного капитала, они же, амортизационные отчисления
300=120+80+40+60
Затем Деревяшкин потратился на новые станки, в результате чего затраты основного капитала увеличились до 90 рублей на табуретку:
120+90+40+60
Но Деревяшкин, разумеется, потратился на новые станки, предварительно взвесив плюсы и минусы. С помощью этих станков производительность труда его рабочих повысилась вдвое, значит, рабочий за день затратив столько же труда, как прежде и за ту же зарплату, сделает вдвое больше табуреток.
120+90+20+60
W_2=120+90+20+60=290
Тут возникла замечательная ситуация, которую я уже упоминал в третьей беседе. У Деревяшкина теперь передовое производство, производительность труда на его предприятии выше средней по отрасли и он получает сверхприбыль, то есть, его норма прибыли выше средней, 60/23026,1% против 60/240=25%. Заодно Деревяшкин побивает конкурентов низкой ценой 290 рублей за табуретку против 300.
Но если Деревяшкин побил конкурентов не насмерть, средняя производительность труда в табуреточной промышленности через некоторое время достигает деревяшкинского уровня и Деревяшкину приходится умерить аппетиты. Теперь, как я говорил в прошлой беседе, при неизменной интенсивности труда добавленная стоимость, производимая рабочим за единицу времени, будет такой же, как в исходном пункте, а в каждой табуретке будет вдвое меньше добавленной стоимости:
W_2a=120+90+20+30=260
Теперь надо учесть, что производительность труда растёт не только в табуреточной промышленности, но и на лесопилке и вообще в тех отраслях, которые поставляют Деревяшкину сырьё. Давйте предположим, что в тех отраслях происходят те же процессы, что на деревяшкинской фабрике, а именно, в тех же пропорциях меняются затраты основного капитала и добавленная стоимость. Тогда затраты Деревяшкина на сырьё составят уже не 120 рублей на табуретку, а некоторую меньшую величину х:
W_2b=x+(90+20+30)
Так вот, если х стоимость сырья, а в отрасли, производящей сырьё, структура стоимости такая же, как на деревяшкинской фабрике, то вначале стоимость сырья выражалась так:
W_(пред. этапа 1)=120=48+(32+16+24)
А после изменения так:
〖x=W〗_(пред. этапа 2)=y+(36+8+12)
Мы видим, что величина, стоящая в скобках, для х, у, .. изменяется в одних и тех же пропорциях. Продолжая те же рассуждения относительно у, приходим к выводу, что сами величины x, y, можно продолжить рекурсию z и т. д., меняются в тех же пропорциях, что суммы в скобках. Это даёт нам возможность выразить х:
x/120=(90+20+30)/(80+40+60)=140/180=7/9
x=120∙7/993

Тогда получаем стоимость табуретки с учётом прогресса во всех отраслях промышленности, поставляющих сырьё для производства табуреток:
W_3=93+90+20+30=233
Но мы не учли изменение производительности труда в отраслях, производящих жизненные средства рабочих. Если и она изменилась в той же пропорции, то для того, чтобы реальное содержание зарплаты осталось прежним, нужно её понизить в той же пропорции:
W_3=93+90+15,5+34,5=233
В ЦЕЛОМ производительность труда увеличилась в 300/2331,29 раза. Именно эту величину мы обозначили буквой n в третьей беседе. Производительность труда на каждом этапе обработки материалов и в том числе производительность труда на деревяшкинской фабрике выросла в 2 раза, но для этого нужно более дорогое оборудование. Иными словами: с помощью нового оборудования каждая операция требует вдвое меньше труда, но возникли новые операции при изготовлении НОВОГО оборудования. Производительность труда В ЦЕЛОМ применительно к табуреткам следует понимать так, что табуретки рассматриваются не только как продукт труда деревяшкинских рабочих. Это и продукт труда лесников, лесорубов, лесопильщиков, химиков, машиностроителей, сделавших деревообрабатывающие станки, рудокопов, добывших из земных недр железную руду, из которой сделаны станки, большого числа конструкторов, инженеров и рабочих, создавших оборудование для горнодобывающей промышленности, в которой добыта руда, из которой сделаны станки, с помощью которых сделаны табуретки&hellip, Канула в Лету эпоха средневековых ремесленников, теперь каждый продукт есть плод труда многих и многих людей разных профессий, среди которых и ныне здравствующие и покойные люди, оставившие нам в наследство накопленный материальный и духовный опыт.
Но вернёмся к нашим табуреткам. Посмотрим, как же научно-технический прогресс изменил норму прибавочной стоимости и норму прибыли господина Деревяшкина
Новая M/V=34,5/15,5233% (было 150%)
Новая M/(C+V)=34,5/198,517% (было 25%)

Мы видим, Деревяшкин не лгал, эффективность бизнеса у него упала с 25% до 17%, хотя теперь он с каждой табуретки имеет не 150, а 233% прибавочной стоимости. Этот численный пример иллюстрирует закон тенденции нормы прибыли к понижению.
Упала ли абсолютная величина прибыли Деревяшкина? Если у него осталось то же количество рабочих, то, поскольку производительность труда на его фабрике увеличилась вдвое, теперь за то же время то же количество рабочих производит не 1000, а 2000 табуреток. Теперь вместо 60х1000=60000 прибыли он имеет 34,5х20000=79000 рублей прибыли. А если считать, что во ВСЕХ отраслях производительность труда в ЦЕЛОМ возросла в те же 1,29 раза, получим, что 79000 наших условных, неизменных по стоимости рублей это эквивалент в (79000∙1,29)/600001,7 бОльшего количества благ, чем прежние его 60000 рублей прибыли.
Теперь нам становится понятно, как господин Деревяшкин не только не проиграл от снижения эффективности бизнеса, но и смог купить новую виллу.
Чтобы закон тенденции нормы прибыли к понижению не казался голой математической абстракцией, а также, чтобы оправдать то обстоятельство, что я целую беседу своего (не претендующего на полноту) цикла посвятил этому закону, мне представляется важным обратить ваше внимание на наглядное обоснование этого закона:
Мы теперь рассматриваем не простое товарное хозяйство. Табуретка не продукт труда 1 человека столяра. Мы уже заметили, что Деревяшкинские табуретки на самом деле продукт большого числа рабочих, а также конструкторов и инженеров, принимавших участие в производстве материалов и оборудования, которые, так или иначе, использовались при изготовлении табуреток. От растущих в лесу деревьев и от скрытой в недрах руды до готовой продукции выстроилась длинная цепочка произвоств, где каждое производство принадлежит отдельному капиталисту. И, например, господин Железкин, хозяин завода по производству деревообрабатывающих станков, которые используется на табуреточной фабрике господина Деревяшкина, имеет ту же цель, что господин Деревяшкин извлечение прибыли.
Каждый капиталист в этой цепочке получает с табуретки (в конечном итоге) прибыль, присваивает свою долю стоимости табуретки. Выходит, что господин Деревяшкин как бы делится прибылью с господином Железкиным и другими господами капиталистами, в результате норма прибыли каждого капиталиста снижается, хотя абсолютная величина прибыли обычно растёт. Она растёт и потому, что капиталистов теперь меньше, но крупных капиталистов, а мелкие разоряются и пополняют ряды пролетариев. Отношение же той части стоимости, которая идёт классу капиталистов к той части, которая достаётся пролетариям это и есть средняя норма прибавочной стоимости, которая в отличие от нормы прибыли с НТП неуклонно растёт.
Мы предположили, что на деревяшкинской фабрике продолжает трудиться прежнее количество рабочих, получающих прежнюю (в реальном содержании) зарплату. Общий капитал Деревяшкина при этом вырос. И такой вариант развития событий представляется правдоподобным.
Если всё же предположить, что капитал Деревяшкина несмотря на НТП остался прежним, ну, скажем, 1000000 руб., мы с учётом изменений в соотношении слагаемых формулы W=C+V+M сможем рассчитать, как изменятся показатели работы его фабрики. Чтобы не утомлять зрителя расчётами, приведу их готовые результаты в виде таблицы. Желающие смогут воспроизвести расчёты самостоятельно.

В последней строки первоначальное количество рабочих,=10 взято условно, так как из имеющихся данных можно рассчитать только ОТНОШЕНИЕ количества рабочих, которое стало к тому, которое было.
Из таблицы видно, что если Деревяшкин умудрился идти в ногу со временем в плане внедрения новых машин, но при этом не накопить абсолютной величины своего капитала (C+V), его прибыль действительно снизится. Это происходит из-за повышения органического строения капитала C/V (о чём я говорил в предыдущей беседе). Но обращаю ваше внимание, что здесь предполагается, что органическое строение капитала на деревяшкинской фабрике такое же, как в среднем по отрасли. Если бы на деревяшкинской фабрике органическое строение капитала осталось прежним, а в целом по отрасли повысилось, Деревяшкин проиграл бы куда больше.
Но что произойдёт с рабочими, если Деревяшкин вкладывает прежний по величине капитал в более производительной форме? Из 10 человек 3 окажутся выброшены на мостовую, как лишние.
Поэтому поверхностный взгляд приводит к мнению, что рабочий заинтересован в накоплении капитала в руках капиталиста. Это обеспечивает ему стабильность. Он продолжает ровно столько же сил отдавать работе и получать от жизни (или от господина Деревяшкина) ровно столько благ, как и прежде.
Тот интересный нюанс, что в том же количестве потребляемых им ежедневно благ теперь, благодаря НТП, овеществлено меньше труда, а затрачивает труда он столько же, сколько прежде, не сразу обращает на себя внимание.
Конечно, вы понимаете, что изучая экономические явления, мы сделали идеализацию (в том же примерно смысле, в котором мы идеализируем физические явления, когда изучая свободное падение тел, отвлекаемся от силы сопротивления воздуха). Мы в нашем анализе отвлеклись от таких явлений, как возможность господства монополий, перенасыщения рынка, появления финансовых деривативов, пока в нашей гипотетической экономике есть только реальное производство и свободная конкуренция на рынке, а рубли обладают необычным свойством: их стоимость неизменна. На самом деле последнее предположение наименее принципиально, если стоимость рубля упала в 3 раза, все слагаемые умножатся на 3 и суть не изменится. Тогда зарплата рабочих номинально умножится не на 15,5/20, а на 46,5/20, но её реальное содержание останется прежним.
Иногда говорят, что в гуманитарных науках якобы нужен не аналитический, а некий синтетический склад ума. На самом деле, по определению сначала нужно провести анализ, чтоб было из чего синтезировать. Если бы мы хотели сразу увидеть экономику во всей красе, мы бы не поняли вообще ничего, как ничего не понимали в свободном падении физических тел люди до Галилея, впервые догадавшегося рассмотреть это явление в чистом виде. Мы продолжим выводить весь многокрасочный мир экономических явлений от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.
Не волнуйтесь, и монополии, и экономические кризисы и превратный сектор экономики и многое другое интересное мы обязательно логически выведем. Так что наши усилия вникнуть в математические выкладки будут не напрасны. В следующей беседе мы зададимся вопросом, сможет ли бывший наёмный рабочий деревяшкинской фабрики выбиться в капиталисты. Мы также увидим, что даже если Деревяшкин продолжает послушно выполнять свою функцию накапливать всё больше капитала, логика развития самого этого процесса может пошатнуть экономическую стабильность. Так что впереди много интересного. Оставайтесь с нами.

Алексей Дмитриев
Создадим партию новый белый.jpg
comments powered by HyperComments