Политэкономия в тексте. Выпуск 3

124
Здравствуйте, товарищи. Вот мы добрались до третьей беседы цикла Политэкономия как точная наука. В прошлый раз мы говорили о возникновении капитализма, сегодня поговорим о его развитии.
Политэкономия в тексте.jpg
Сначала позволю себе очередной раз записать формулу стоимости произведённого на капиталистической фабрике товара. Вот эта формула:

W = C+V+M

Если вы не ознакомились с предыдущим выпуском серии политэкономия, как точная наука, перед дальнейшим просмотром рекомендую сделать это.
А с теми, кто ознакомился, мы двинемся дальше.
Почему мы вслед за Марксом поделили авансированный капитал на постоянную и переменную части? Мне сделали замечание, что чаще принято делить капитал на основной и оборотный, и в связи с этим у некоторых товарищей может возникнуть путаница. Как соотносится деление капитала на основной и оборотный с делением на постоянный и переменный? Этот вопрос подробно освещает Маркс во втором томе Капитала.

Основной капитал это часть постоянного капитала, а именно, та часть, которая вложена в покупку зданий, машин, оборудования, одним словом средств труда, всего того, что переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям в течение более или менее длительного срока своей службы. Все остальные затраты согласно этой классификации объединяются понятием оборотный капитал, это затраты на всё, что используется полностью в течение одного производственного цикла. В него входят как затраты на сырьё, которые суть части постоянного капитала, так и зарплата рабочих, то есть, весь переменный капитал.
Резюмируя, можно сказать, что основанием деления капитала на основной и оборотный является различная скорость оборота признак, безусловно, важный для практического ведения бухгалтерии.
Согласно доминирующей, как принято говорить, на западе (то есть, в развитых капиталистических странах) филосфии и методологии позитивизма всегда основанием классификации должнен быть тот признак, что удобнен для данного исследования. То есть всегда ставится вопрос не о том, что объективно главное, а что второстепенное (считается, что такая постановка вопроса неуместна и тоталитарна), а о том, что удобно (выгодно), а что неудобно (невыгодно).
Именно таков критерий деления капитала на основной и оборотный. Такое деление правильное, но не истинное. Правильное значит, что это работает в рамках данной системы, пока сама система работает стабильно. (в этом смысле правильна и геоцентрическая система Клавдия Птолемея, которая тоже позволяет, пусть не очень точно, предсказывать эфемериды планет и даты затмений. Человек, знакомый с физикой, знает, что нет ничего антинаучного в том, чтобы для решения конкретной практической задачи использовать неинерциальную систему отсчёта. Но он знает также, что истинное положение вещей, независящее от конкретных человеческих задач, таково, что Земля обращается вокруг центра масс Солнечной системы). Истина есть соответствие понятия объекту, а у объекта объективно есть главное и второстепенное. Деление капитала на основной и оборотный решает практическую задачу бух. учёта, но не позволяет сделать выводов, как работает сама система капиталистического производства и тем более, как она развивается. А мы сегодя поставили претенциозную задачу понять логику развития капиталистических производственных отношений.
Вернёмся к нашим табуреткам. Мы помним, что 1 табуретка стоила 300 рублей. Но, как вы понимаете, фабрика производит не по одной табуретке. Пусть на фабрике табуреточного магната господина Деревяшкина изготовлено 1000 табуреток. Исходя из приведённых в предыдущей беседе данных, господин Деревяшкин вложил в производство 1000 табуреток 240000 рублей, а в результате у него оказалось 300000 рублей.
Конечно, наш табуреточный магнат мог бы прокутить все эти 300 тысяч. Но что потом? Он останется без капитала и тогда он сам будет вынужден своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Он не может себе это позволить и поэтому он должен, чтобы сохранять источник прибыли, 240 тысяч вновь вернуть в производство, а себе оставить скромные 60 тысяч. (Кстати, кто сказал, что в месяц? А может, в день? Я повторяю, что числа условные).
Но наш магнат может пойти на ещё большее самопожертвование, обратив в капитал часть присвоенной прибавочной стоимости. Как говорил современник Маркса, либеральный экономист Густав де Молинари, капиталист подвергает себя лишению, ссужая (от слова ссуда) свои орудия производства рабочему, вместо того, чтобы обратить их стоимость на своё личное потребление, превратив её в предметы потребления или роскоши. То есть, получается, развитие капиталистического производства требует воздержания, но, как заметил Маркс, воздержания со стороны тех, чей труд состоит в том, чтобы присваивать себе продукты чужого труда.
К чему приводит это самопожертвование? Если считать, что накопление капитала приводит лишь к количественным изменениям производства, у нас сложится следующая картина.
Господин Деревяшкин из полученных 60 тысяч рублей прибыли 24 тысячи пустил на расширение производства, то есть теперь он вложил уже 240+24=264 тысячи рублей, а 36 тысяч оставил на личное потребление. Тогда все величины в формуле W= C+V+M увеличатся в 1,1 раза и в результате нового производственного цикла будет произведено 1100 табуреток общей стоимостью 330 тысяч рублей, причём для этого господину Деревяшкину понадобится в 1,1 раза больше оборудования, материалов и рабочих.
Но развитие производства вовсе не предполагает только количественный рост. Господин Деревяшкин может внедрить на своей табуреточной фабрике новые деревообрабатывающие станки, повысив тем самым производительность труда. Тогда изменится соотношение слагаемых в нашей формуле. Если производительность труда на Деревяшкинской фабрике оказалась выше средней, то издержки производства (C+V) для него будут меньше средних по отрасли и продавая табуретки по прежней цене, наш капиталист повысит свою прибыль с каждой табуретки настолько же, насколько понизились издежки производства:

Ф1.jpg

Однако не всё так просто. Конечно, имея повышенную норму прибыли, наш магнат может быстро обогатиться. Он может даже сбить цену, разорив многих своих конкурентов. Таким образом, сама свободная конкуренция приводит к концентрации капитала в руках крупных монополий. Это один из законов капитализма, о котором мы поговорим позднее. Но повышение нормы прибыли возможно только у отдельных капиталистов и только пока другие не овладели передовым производством. В четвёртой беседе мы увидим, что общая тенденция развития капиталистического производства тенденция нормы прибыли к понижению. А сейчас мы рассмотрим, какую общую тенденцию имеет при развитии капиталистического производства степень эксплуатации рабочих.
&hellip,&hellip,
При повышении производительности труда (но при неизменной интенсивности труда) повышается выпуск продукции за единицу времени:

продукция/время

При этом (поскольку мы предполагаем неизменную интенсивность труда) стоимость продукции, выпускаемой за единицу времени, остаётся неизменной:

стоимость/время=const.

Если производительность труда повышается в отраслях производства, производящих жизненные средства рабочих, понижается количесво труда, овеществлённое в этих средствах, то есть, понижается стоимость рабочей силы.
Пусть производительность труда увеличилась в n раз во всех отраслях промышленности, интенсивность труда при этом не изменилась, тогда

V_2/V_1 = 1/n (1)

(иными словами, чтобы произвести то же количество продукции в натуральных показателях, теперь нужно в n раз меньше переменного капитала)
Пусть при этом продолжительность рабочего дня и рабочей недели осталась прежней. Тогда прежней будет и добавленная стоимость:

(V_2+M_2 ) = (V_1+M_1 ) (2)

Выразим новую прибыль М2 через V_1и M_1
(2)(1):

M_2 = M_1+V_1-V_1/n

Понятно, что абсолютный и недостижимый предел, к которому может стремиться величина прибыли M2 это вся добавленная стоимость (M1+V1) Это происсходит при n, т. е. при бесконечном увеличении производительности труда.
Теперь выразим новую норму прибавочной стоимости:

M_2/V_2 = ((M_1+V_1 )-V_2)/V_2 = (M_1+V_1-V_1/n)/(V_1/n) = (nM_1+nV_1-V_1)/V_1 =
= nM_1/V_1 +n-1 &gt,n M_1/V_1 ,если n&gt,1

Мы видим, что норма прибавочной стоимости, которая, как мы помним, отражает степень эксплуатации работника, растёт вместе с развитием производительных сил, причём растёт быстрее, чем производительность труда. Обращаю ваше внимание на то, что повышение степени эсплуатации вовсе не означает ни повышения интенсивности труда, то есть выжимания из рабочего большего труда за данный промежуток времени, ни снижения реального содержания заработной платы, то есть снижения количества жизненных средств, которые рабочий может купить на свою зарплату. Именно эти величины мы при выводе формулы предположили постоянными. Повышение степени эксплуатации означает, что рабочий получает в виде зарплаты эквивалент всё меньшей доли производимой им стоимости, всё больше обогащая капиталиста.
Теперь вспомним из нашей предыдущей беседы, за счёт чего повышается производительность труда. Зритель, надеюсь, помнит, что она повышается за счёт применения новых, более производительных машин. Чтобы внедрить новые машины, капиталист увеличивает затраты постоянного капитала С, которые как раз идут на покупку этих машин.

С

Но при повышении производительности труда меньший труд приводит в движение и как мы видели, при этом уменьшается стоимость рабочей силы

V

За счёт обеих тенденций повышения постоянного и уменьшения переменного капитала в ещё большей степени повышается их отношение

C/V

Эта дробь называется органическим строением капитала. Мы видим, что с развитием производительных сил общества повышается органическое строение капитала. Запомните этот закон капитализма закон роста органического строения капитала. Сегодня он нам понадобится для вывода закона народонаселения, а в следующей, четвёртой беседе, используя закон роста органического строения капитала, мы выведем закон тенденции нормы прибыли к понижению.
&hellip,
Итак, перейдём к вопросу о законе народонаселения. С ростом и развитием капиталистического производства происходит накопление капитала в руках капиталиста, то есть, растёт весь капитал (C+V). Но при этом растёт и органическое строение капитала C/V. Первая причина вызывает повышение спроса на труд, вторая его снижение. Если учесть также повышение нормы прибавочной стоимости и изменения численности рабочего населения, получится сложная задача с многими неизвестными, которую не решить без привлечения дополнительных данных. И всё же общая тенденция такова, что спрос на труд прогрессивно уменьшается по мере возрастания всего капитала, вместо того, чтобы увеличиться пропорционально капиталу, как мы предположили раньше, в примере с вложением господином Деревяшкиным дополнительных 24000 рублей в расширение табуреточного производства. Если имеет место научно-технический прогресс, капитал приобретает более производительную форму (то есть единица капитала даёт больший выход продукции в натуральных показателях), рабочие, производя накопление капитала, сами создают средства, которые делают его относительно избыточным населением (большим, чем нужно для потребностей накопления капитала).
Здесь важно выражение большим, чем нужно для потребностей накопления капитала. Все явления, о которых мы говорим сегодня, являются следствием той цели, которую преследует капиталистическое производство производство стоимости, а точнее той части, которую присваивает капиталист прибавочной стоимости, то есть неоплаченного труда рабочих. Истинная цель производства, с которой начинало первобытное общество и к которой оно должно вернуться при коммунизме производство потребительной стоимости, то есть продукции как того, что способствует благосостоянию и развитию человека, а не стоимости, то есть продукции, как того, в чём содержится овеществлённый труд. Поэтому в таком обществе может идти речь о развитии материально-технической производственной базы, но не может идти речи о накоплении капитала. Только это разговор будущего. А сейчас мы вернёмся к относительно избыточному населению при капитализме.
Избыточное рабочее население есть необходимый продукт капиталистического накопления, оно же становится рычагом капиталистического накопления и даже условием существования капиталистического способа производства. Оно образует промышленную резервную армию армию безработных. Чрезмерный труд занятой части рабочего класса увеличивает ряды безработных, следовательно, на рынке труда повышается предложение рабочей силы. Известный и так любимый либеральными экономистами закон спроса и предложения принуждает занятых рабочих под страхом увольнения к чрезмерному труду и подчинению диктату капитала.
В заключение сегодняшнего выпуска я хочу зачитать отрывок из книги, которую должен прочесть каждый сознательный человек, книга эта называется Капитал. Это абзац из 4-го параграфа 23-й главы 1-го тома Капитала:
Закон, согласно которому все возрастающая масса средств производства может, вследствие прогресса производительности общественного труда, приводиться в движение все с меньшей и меньшей затратой человеческой силы, этот закон на базисе капитализма, где не рабочий применяет средства труда, а средства труда применяют рабочего, выражается в том, что чем выше производительная сила труда, тем больше давление рабочих на средства их занятости, тем ненадежнее, следовательно, необходимое условие их существования: продажа собственной силы для умножения чужого богатства, или для самовозрастания капитала. Таким образом, увеличение средств производства и производительности труда, более быстрое, чем увеличение производительного населения, получает капиталистическое выражение, наоборот, в том, что рабочее население постоянно увеличивается быстрее, чем потребность в возрастании капитала.

Алексей Дмитриев

Создадим партию новый прозрачный.png

comments powered by HyperComments